Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1891 - 1953

Премии:

Сергей Сергеевич Прокофьев – русский советский композитор, пианист и дирижер, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, один из наиболее известных и исполняемых композиторов во всем мире. В классической музыке он был новатором: продолжая традиции «Могучей кучки» и, в частности, Мусоргского, он создал собственную систему выразительности и целую галерею музыкальных портретов.

Сергей Прокофьев родился в 1891 году в имении Сонцовка Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Его мать происходила из крепостных графов Шереметевых и была неплохой пианисткой. Музыке Сергей стал обучаться с пяти лет, с детства играл на фортепиано, пытался сочинять и импровизировать.

 

В возрасте десяти лет, первый раз услышав оперу Бородина «Князь Игорь» и увидев балет Чайковского «Спящая красавица», он твердо решил стать композитором. В это время он пишет две собственных оперы – «Великан» и «На пустынных островах». Учителем музыки подростка Прокофьева становится композитор Роберт Глиэр, выпускник Московской консерватории: в соавторстве они пишут оперу «Пир во время чумы», симфонию и несколько пьес.

 

В тринадцать лет Сергей Прокофьев поступает на первый курс Петербургской консерватории: на вступительные экзамены он приходит с целой подборкой собственных произведений, от которых преподаватели приходят в восторг. В консерватории одним из его педагогов (по классу композиции) становится Н.А. Римский-Корсаков.

 

В 1909 году, восемнадцати лет от роду, Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, но еще на пять лет продолжил обучение по классу фортепиано и дирижирования. В 1918 году молодой композитор едет на масштабные гастроли по миру: он посещает юг России, Францию, Испанию, Англию, Японию, Кубу, США. Его поездки затянулись на восемнадцать лет. В Нью-Йорке Прокофьев познакомился с испанской певицей Линой Кодина, ставшей его женой (от этого брака родилось два сына – Святослав и Олег, последний впоследствии прославился как художник и деятель третьей волны эмиграции). Фактически эти длительные гастроли были эмиграцией – не столько по политическим, сколько по эстетическим мотивам, так как композитор не находил своего места в послереволюционном музыкальном авангарде. Политически же он сохранял нейтралитет и писал в своем дневнике: «Я не контрреволюционер и не революционер и не стою ни на той стороне, ни на другой».

 

В 1921 году в Чикагском театре ставится опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», имевшая большой успех. Во Франции композитор общается с Морисом Равелем, а также со своими соотечественниками Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским, дает несколько фортепианных концертов, посвящая свой цикл «Сказки старой бабушки» России и родному дому.

 

В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев приезжает с концертами в СССР и все больше начинает тосковать по родной стране. В это же время композитор все чаще обращается к религии, до конца жизни оставаясь верующим человеком. Все его произведения, написанные в период эмиграции, были проникнуты мотивом тоски по России, и именно они считаются лучшими в его творчестве.

 

В 1933 году Сергей Прокофьев становится профессором Московской консерватории, а три года спустя окончательно возвращается в Советский Союз, где живет вместе с женой и детьми. В 1941 году композитор уходит из семьи и семь лет спустя женится вторично – на Мире Мендельсон (первый брак не был даже расторгнут, так как был зарегистрирован за рубежом и не считался действительным по советскому законодательству). Лина Кодина-Прокофьева в сталинские годы была сослана в поселок Абезь, а затем в Мордовию. Ее освободили в 1956 году, когда Прокофьева уже не было в живых, а в 1974 году она уехала в Великобританию вместе с сыном Олегом, где прожила до 1989 года.

 

Вернувшись на родину, Прокофьев почувствовал себя чужим: во многом поэтому он всячески пытался «понравиться» советской власти. В годы войны он сочиняет оперу «Война и мир», Первую симфонию для скрипки с оркестром, находясь в эвакуации в Казахстане, пишет музыку для балета «Золушка». В 1948 году композитора критикуют за формализм: в то же время он, находясь безвылазно на даче, создает новые произведения – балет «Каменный цветок» и оперу «Повесть о настоящем человеке».

 

Сергей Сергеевич Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным: именно поэтому его смерть осталась практически незамеченной в прессе, а организация похорон проходила со значительными трудностями. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище. Памятники композитору установлены в Москве и Челябинске, его музеи действуют в московской музыкальной школе №1 и в его доме на Камергерском переулке в Москве. Имя Прокофьева носят музыкальные школы и училища, аэропорт и симфонический оркестр города Донецка, ежегодный музыкальный конкурс в Санкт-Петербурге, улица в украинском городе Сумы.