Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1833 - 1887

Премии:

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор и ученый-химик, участник «Могучей кучки», автор целого ряда героических и патриотических образов в русской классической музыке. В своих произведениях он часто обращался к героическим страницам истории Руси (достаточно вспомнить хотя бы оперы «Князь Игорь», «Богатыри»), сюжетам из сказок и былин, интонациям русских народных песен и плясовых.

Александр Бородин родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Он был внебрачным сыном грузинского князя Луки Гедианова (которому на момент рождения сына было 62 года) 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой, потому при рождении ребенку дали отчество и фамилию одного из слуг Гедианова – Порфирия Бородина. До 8 лет Александр числился крепостным своего отца, затем же князь дал сыну вольную и купил для него и его матери дом. Так как внебрачные связи в обществе не поощрялись, Бородина чаще всего представляли не сыном, а племянником Авдотьи Константиновны, вышедшей замуж за военного врача.

 

Из-за происхождения Александру был закрыт путь в гимназию, однако отец выделял средства на учителей для сына, что помогло ему получить блестящее образование дома. Юный Бородин владел немецким, английским и французским языками, легко овладевал точными науками, с восьмилетнего возраста он учился играть на фортепиано. В девять лет проявился его сочинительский талант: в это время будущий композитор написал свою первую польку для фортепиано. По большому счету, у него было две основные страсти: музыка и химия, репетиции за инструментом Бородин чередовал с опытами с химическими реактивами.

 

В 1850 году семнадцатилетний Александр Бородин отдает предпочтение науке и поступает в Медико-хирургическую академию. Учится он блестяще и по окончании академии он остается в ней преподавать. В 1857 году он начинает работу во Втором военно-сухопутном госпитале, где одним из его пациентов становится офицер Модест Мусоргский (впоследствии судьба сведет их на музыкальном поприще), затем путешествует по странам Западной Европы, где знакомится с коллегами-учеными, в частности, с Менделеевым. В Европе все его друзья оказываются большими меломанами, поклонниками западной классической музыки: так Бородин решает вернуться к композиторской деятельности, хотя еще некоторое время не воспринимает ее всерьез. К этому времени относится несколько его инструментальных пьес, романсов, струнный квартет и трио для фортепиано. Во время путешествия он знакомится со своей будущей женой Екатериной Протопоповой, которая лечилась в Германии от астмы.

 

В 1862 году Бородин возвращается в Россию, где занимается наукой: из-под его пера выходит около сорока трудов по химии. В то же время, он не оставляет и музыку, становится членом объединения композиторов «Могучая кучка». Один из друзей Бородина, композитор Милий Балакирев, постоянно говорил ему о том, что тот зарывает в землю свой музыкальный талант. В 1868 году Бородин защищает диссертацию на тему «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях» и получает звание профессора, но в то же время сочиняет симфонии, оперы, пьесы для оркестра. Вершинами его музыкального творчества стали опера «Князь Игорь», работа над которой длилась более восемнадцати лет, Вторая и Третья симфонии, оперная картина «В Средней Азии».

 

Материальное положение семьи Бородиных часто бывало тяжелым, жена композитора часто болела: Екатерина Сергеевна плохо переносила петербургский климат и много курила, несмотря на приступы астмы, мужу приходилось бывать для нее и врачом, и сиделкой. Чтобы заработать на жизнь, он читает лекции на женских врачебных курсах и в Лесной Академии, защищает оппозиционно настроенных студентов от политических преследований, переводит научную литературу с иностранных языков. В последние годы жизни композитор часто жаловался на проблемы с сердцем. В 1887 году он умер от разрыва сердца в возрасте 53 лет, во время масленичного застолья у друзей.

 

Неоконченные произведения Бородина завершили его друзья и соратники по «Могучей кучке» – Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов, в XX веке его музыкальные традиции продолжили Сергей Прокофьев и Арам Хачатурян. Музыкальное наследие Бородина получило большую славу, чем его научные труды, его именем названы улицы, музыкальные учебные заведения, струнный квартет Московской филармонии.