Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1893-1930

Премии:

Владимир Владимирович Маяковский – один из виднейших русских и советских поэтов начала XX века, художник, драматург, актер, сценарист. Он родился в грузинском селе Багдади Кутаисской губернии 19 июля 1893 года (в советское время в честь поэта поселок, а впоследствии город, даже назывался Маяковский). Отец будущего поэта работал лесничим, мать происходила из казачества. Кроме Владимира, в семье было две дочери – Ольга и Людмила, сыновья Константин и Александр умерли в раннем детстве.

В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию. В 1906 в результате несчастного случая (от заражения столбняком после укола) умирает его отец: семья переезжает в Москву, где Владимир продолжает обучение в Пятой классической гимназии (ныне средняя школа №91 г. Москвы). Однако из-за неуплаты его отчисляют в 1908 году. Тогда же будущий поэт вступает в РСДРП и начинает заниматься революционной деятельностью, в результате чего проводит почти год в Бутырской тюрьме. В заключении он пишет стихи, которые после освобождения оказываются конфискованы.

 

В 1911 году Маяковский начинает учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества имени Строганова, одержимый мечтой «делать социалистическое искусство». Однако на четвертый год обучения его отчисляют за публичные революционные выступления. В студенческие годы Владимир Маяковский знакомится с Давидом Бурлюком и другими поэтами – участниками объединения футуристов «Гилея»: Велимиром Хлебниковым, Еленой Гуро, Василием Каменским, Александром Крученых. Стихотворения Маяковского «Ночь» и «Утро» публикуются в альманахе футуристов «Пощечина общественному вкусу» в конце 1912 года. К тому же времени относится и его первое публичное выступление в артистическом подвале «Бродячая собака». Годом позже, в 1913 году, выходит рукописный сборник стихотворений Маяковского «Я» тиражом в 300 экземпляров, размноженный литографическим способом. 

 

С началом Первой мировой войны поэт пытается записаться в армию добровольцем, но ему отказывают из-за «политической неблагонадежности». К 1915 году относится его знакомство с Лилей и Осипом Бриками. Между Маяковским и Лилей Брик завязывается роман: значительная часть его произведений (поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», стихотворения «Лиличка!», «Ко всему» и многие другие) оказываются посвящены именно ей. С лета 1918 года Маяковский и чета Бриков жили втроем.

 

С 1915 по 1917 год поэт по протекции М. Горького проходит военную службу в учебной автомобильной школе в Петрограде. Военнослужащим было запрещено печататься, однако Маяковского спас Осип Брик, выкупивший и напечатавший тексты поэм. В это время Маяковский пишет антивоенную лирику, а затем хлопочет о признании его негодным к службе и покидает автомобильную школу.

 

Владимир Маяковский горячо приветствовал Октябрьскую революцию. В первые послереволюционные годы пишутся «Левый марш», «Мистерия Буфф», киносценарии. В 1919 году поэт перебирается в Москву, где рисует агитационно-сатирические и рекламные плакаты для Российского телеграфного агентства («Окна РОСТА»). В этом же году выходит его первое собрание сочинений.

 

В 1922 году Маяковский становится основателем и руководителем «Левого фронта искусств» (ЛЕФ), путешествует по Европе (Латвии, Франции, Германии), а затем и по только что образованному Советскому Союзу, где толкает речи на митингах и собраниях.

 

Маяковский считается «поэтом революции», воспевателем коммунистических идей: в советское время эта слава только укрепилась. Большая часть творчества поэта так или иначе связана с призывами к революции. Дореволюционные произведения Маяковского обличают уродливую сущность войны, несправедливость капиталистического строя. После Октября Маяковский продвигает идею превосходства социализма над другими видами общественного порядка и верит в коммунистическое будущее своей страны. Идеологическая составляющая произведений поэта сделала его голосом большевистской партии. Он посвящает стихотворения общественным деятелям («Товарищу Нетте – пароходу и человеку», «Владимир Ильич Ленин»), и даже самому себе («Владимир Маяковский»).  

 

Однако революционная романтика – далеко не единственное, что есть в творчестве Маяковского. Сложные отношения с четой Бриков в сочетании с меняющимися любовными увлечениями дали начало любовной составляющей в лирике поэта, искренней и пронзительной.

 

Поздний Маяковский – уже не только поэт-преобразователь и трибун революции, но и писатель-сатирик. В своих поздних драмах («Клоп», «Баня») он обращает внимание на проблемы молодого Советского государства, в публицистике – высмеивает бюрократов, за что сам становится жертвой критических отзывов. Постепенно он оказывается в опале, ему отказывают в выездной визе за границу. Осуждение среди друзей и единомышленников вызывает и вступление Маяковского в Российскую Ассоциацию пролетарских писателей (РАПП).

 

Срывы изданий, сложности в личной жизни, непонимание и внутреннее одиночество привели Маяковского к срыву и самоубийству в 1930 году. Лиля Брик, возлюбленная и муза поэта, находившаяся на тот момент в отъезде, впоследствии говорила: «Если бы я или Ося были бы в Москве, Володя был бы жив».