Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1891 - 1938

Премии:

Осип Эмильевич Мандельштам – великий русский поэт, прозаик, переводчик, одна из самых ярких фигур в культуре Серебряного века. Его уникальный талант и трагическая судьба оказались взаимосвязаны: еще в своей ранней лирике поэт как будто предчувствовал свою гибель в сталинских лагерях.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве: его отец был кожевенником, выходцем из купеческой среды, мать занималась музыкой. В 1897 году семья Мандельштамов перебралась в Петербург, Осип получил образование в Тенишевском коммерческом училище, затем некоторое время учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В училище Мандельштам начал писать стихи, там же он начал знакомиться с революционными идеями эсеров: во многом родители стремились отправить его в Европу, чтобы отвлечь его от этого увлечения.

 

Во Франции Мандельштам знакомится с Николаем Гумилевым, читает Вийона, Верлена, Бодлера, в Германии усиленно изучает философию. В 1909 году восемнадцатилетний поэт впервые появляется в литературной среде Петербурга – на знаменитой «башне» Вячеслава Иванова, где знакомится с Анной Ахматовой. В 1910 году подборка из его стихотворений публикуется в журнале «Аполлон». В это время семья Мандельштама-старшего постепенно разоряется, денег на обучение сына в Европе не остается. Чтобы обойти еврейскую квоту при поступлении в Петербургский университет, он принимает крещение у протестантского священника и поступает на романо-германское отделение, где учится с перерывами до 1917 года (но университет так и не заканчивает).

 

В 1912 году Мандельштам знакомится с Блоком, продолжает дружбу с Ахматовой и Гумилевым, становится регулярным участником литературного объединения «Цех поэтов». На основе «Цеха» вырастает новое литературное направление, получившее название акмеизма (от греческого akme – вершина, острие). В основе акмеизма лежала тяга к описанию предметного мира, деталей реальной, земной жизни (в отличие от символизма, где каждая вещь была символом, олицетворением чего-то). В своих статьях «Утро акмеизма» и «О собеседнике» он утверждает веру в слово и в творческую правоту. В 1915 году Мандельштам знакомится с Мариной и Анастасией Цветаевыми. Некоторое время его любовью и музой была княжна Саломея Андроникова, владелица литературного салона.

 

Февральскую революцию Мандельштам приветствует, к Октябрьской же относится достаточно сдержанно. Первое время поэт не принимает большевиков, затем же пытается сотрудничать с новой властью, работает в Наркомпросе, публикуется в газетах, выступает со стихами. В 1919 году в Киеве поэт знакомится с Надеждой Яковлевной Хазиной, которая три года спустя становится его женой. В годы гражданской войны Мандельштамы скитаются по России, Украине, Грузии, поэта несколько раз пытаются арестовать и объявить то агентом Врангеля, то агентом большевиков.В 1922 году выходит сборник «Tristia», куда входят стихи Мандельштама 1916-22 годов, годом позже –  «Вторая книга», посвященная жене, к этому же времени относятся статьи «Слово и культура», «Гуманизм и современность».

 

Вторая половина 20-х годов знаменуется временным отходом Мандельштама от поэтического творчества, однако в это время он создает свои прозаические шедевры («Шум времени», «Египетская марка», «Путешествие в Армению», «Четвертая проза»), пытается писать для детей, переводить с французского и грузинского языков. В советской писательской среде он чувствует себя чужим, терпит материальные трудности, из-за проблем с жильем переезжает то в Москву, то в Ленинград, его произведения все чаще получают негативные отзывы в прессе. В то же время, поэт продолжает писать, работает над большим эссе о Данте, читает «Божественную комедию» в подлиннике. В литературной среде за Мандельштама заступается Борис Пастернак, в партийных и приближенных к власти кругах – Николай Бухарин.

 

В эти годы Мандельштама все чаще одолевает ощущение безысходности, неумолимости времени, это ощущение только усугубляет травля со стороны официальной литературной общественности, где укрепляется мнение о «буржуазном» и «контрреволюционном» характере его творчества. Стихи поэта начала 30-х годов («Ленинград», «Ламарк», «За гремучую доблесть грядущих веков») пронизаны трагическим ощущением времени. В 1933 году Мандельштам открыто осуждает Сталина и его окружение в своем знаменитом стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны», которое читает полутора десяткам человек. На поэта доносят, и в ночь с 13 на 14 мая Мандельштама в сопровождении жены отправляют в ссылку в Чердынь, где он пытается покончить с собой. После неудачной попытки самоубийства мужа Надежда Яковлевна пишет письма всем знакомым и во все инстанции: после этого Мандельштамам разрешают выбрать место жительства (кроме Москвы и Ленинграда), они выбирают Воронеж.

 

Цикл стихов «Воронежские тетради», написанный в ссылке – одна из вершин творчества Мандельштама. В то же время, семья поэта живет в нищете, иногда им пытаются материально помогать друзья. В 1937 году, по истечении срока ссылки, Мандельштамы возвращаются в Москву, однако год спустя поэта арестовывают вторично и отправляют в ссылку на Дальний Восток. Надежда Яковлевна, опасаясь ареста, несколько раз меняет место жительства, тайком хранит рукописи мужа.

 

Осип Мандельштам умер в лагере 27 декабря 1938 года: местонахождение его могилы по-прежнему неизвестно. Версий его смерти существует множество (тиф, сердечная астма, насильственная смерть от рук уголовников). Вдове поэта удается сохранить его литературное наследие: в СССР его произведения ходили в перепечатках и самиздате, в то же время в Европе и США делались переводы его стихов и прозы. Надежда Яковлевна Мандельштам в своем завещании отказывает советской власти в праве на публикацию творчества мужа, массово печатать их на родине начинают только с началом перестройки. Переводчиком стихов Мандельштама на немецкий язык был австрийский поэт Пауль Целан, Набоков же называл его единственным поэтом Сталинской России.

 

В настоящее время памятники Осипу Мандельштаму существуют в Париже, Владивостоке, Воронеже, Москве и подмосковном городе Фрязино. В Воронежском литературном музее действует экспозиция, посвященная его жизни и творчеству.