Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1891-1940

Премии:

Михаил Афанасьевич Булгаков – один из наиболее знаменитых и не утрачивающих популярности писателей XX века. Он родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора духовной академии. В 1909 году Михаил заканчивает Киевскую гимназию и поступает в Киевский университет на медицинский факультет. По окончании учебы будущий писатель некоторое время работает врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а затем в Вязьме: опыт работы сельским врачом впоследствии становится основой для многих его произведений.

Тематика ранних рассказов молодого писателя в основном касалась его медицинской практики: впоследствии эти произведения вошли в единый цикл под названием «Записки юного врача». После революции Булгаков женится и переезжает из Вязьмы обратно в Киев: в это время на его творчестве сказываются трагические события революции и гражданской войны. В 1919 он уезжает на службу военным врачом на Северный Кавказ: впечатления от поездки впоследствии станут основой для произведений «Белая гвардия» и «Дни Турбиных».

 

Во Владикавказе Булгаков заражается тифом и на некоторое время задерживается там, зарабатывая на жизнь написанием пьес и театральных сценариев. В 1919 году в газете «Грозный» под инициалами М.Б.: в них писатель предсказывает тяжелые последствия политических событий в стране.

 

В 1921 году Булгаков перебирается из Владикавказа в Москву, где его фельетоны печатаются в периодике. В то же время его произведения публикует и русскоязычная немецкая газета «Накануне». Для заработка он продолжает писать пьесы, которые сам оценивает весьма низко с художественной точки зрения: этот период жизни писатель вскоре отразит в «Записках на манжетах».

 

В 1925 году в журнале «Россия» публикуется (с сокращениями) роман «Белая гвардия», затем на его основе пишется пьеса «Дни Турбиных», поставленная во МХАТе и имевшая огромный успех у зрителей. К этому же периоду творчества относится роман «Город», в котором отражены ужасы гражданской войны в Киеве, родном городе писателя.

 

От темы революции и гражданской войны Булгаков постепенно отходит в сторону социальной сатиры, объектом которой становятся вездесущая бюрократия, неустроенность быта и другие социальные проблемы. Этой проблематике посвящены повесть «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира» и «Багровый остров».

 

За критику советской действительности пьесы Булгакова изымают из театрального репертуара, после чего писатель лично обращается к Сталину с просьбой либо спокойно продолжить работу, либо эмигрировать. Сталин отреагировал на письмо лично и разрешил Булгакову работать в должности ассистента режиссера во МХАТе.

 

Тем не менее, многие произведения Булгакова по-прежнему запрещаются цензурой, он подрабатывает переводами и даже играет небольшие театральные роли. В 1938 году не проходит цензуру пьеса «Батум», главным героем которой является молодой Сталин, при этом в театрах успешно идут инсценировка «Мертвых душ» Гоголя, «Последние дни», «Жизнь господина де Мольера».

 

Идея романа «Мастер и Маргарита», самым известным произведением Булгакова, возникла в конце 20-х годов, однако писатель уничтожил первоначальный вариант «романа о дьяволе». В 1934 году появилась первая редакция романа «Воланд», который впоследствии неоднократно переписывался и стал называться «Мастер и Маргарита». Последние главы романа писатель надиктовал жене за месяц до смерти.

 

«Мастер и Маргарита» считается одним из величайших и наиболее загадочных литературных произведений русской литературы XX века: социальная сатира и обнажение пороков советского общества сочетается в нем с мистическими сюжетами (во многом последние и служат причиной его популярности). Сюжет романа попеременно переносит читателя то в Москву 30-х, то в Иерусалим (Ершалаим) времен казни Иисуса Христа (Иешуа Га-Ноцри). В нем переплетаются три сюжетных линии: Мастера – писателя, создавшего роман о Понтии Пилате, и его музы Маргариты, дьявольской свиты под предводительством Воланда, Иешуа и Понтия Пилата.

 

Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в 1967 году, а затем не раз был поставлен на сцене и экранизирован как в России, так и за рубежом. Согласно многочисленным легендам, при попытках его постановки нередко происходят мешающие процессу загадочные случаи: некоторые склонны видеть в этом мистическую составляющую.