Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1855 - 1909

Премии:

Иннокентий Федорович Анненский – русский поэт Серебряного века. Родился в 1855 году в Омске в чиновничьей семье, с пяти лет жил с семьей в Петербурге. В 1879 году Анненский окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, после чего преподавал древние языки, русскую и античную словесность.

Изначально Анненский выступил в печати как публицист: под его именем выходили научные рецензии, критические и педагогические статьи. В начале 90-х годов XIX века он изучает древнегреческую трагедию, занимается переводами и комментариями к пьесам Еврипида и пишет несколько собственных пьес на схожие сюжеты (драма «Фамира Кифарэд» в предреволюционные годы шла на сцене Камерного театра). Интеллектуальным авторитетом для поэта был его старший брат, публицист-народник Николай Анненский, женатый на сестре революционера и общественного деятеля Петра Ткачева.

 

Стихи Иннокентий Анненский начал писать с детства, однако напечатал их впервые уже будучи далеко не юным – в 1904 году. В отличие от брата, он мало интересовался общественно-политическими темами: в своей поэзии он пытался выразить «больную и чуткую душу наших дней». Образцами для подражания для Анненского были его западные современники – «проклятые поэты» Франции (Артюр Рембо, Поль Верлен, Шарль Бодлер, Стефан Малларме). Поэт находил тысячи оттенков для выражения печали, душевного и духовного упадка, кошмаров, бессонниц. Для его лирического героя характерны безысходность, страх перед «освобождающей» смертью, неприятие окружающей действительности. Это роднит поэзию Анненского с творчеством других поэтов-символистов: Федора Сологуба, Валерия Бpюсова.

 

Поэтический стиль Анненского отличается изысканностью на грани вычурности, что свойственно для поэзии декаданса. В своих стихотворениях он то подражает античным авторам, то сыплет научными терминами, то переходит на просторечие, то стремится к музыкальности. Под влиянием французской поэзии в стихах Анненского появляется жалобная, элегическая нота. Жалость лирического героя направлена не на природу и не на социальные явления, а на себя самого, отражаясь в окружающих вещах (часах, кукле, шарманке).

 

Единственную прижизненную книгу стихов в 1904 году Анненский выпустил под псевдонимом «Никто». Вплоть до своей смерти в 1909 году он оставался практически «никем» в русской литературе, лишь в последние годы найдя свое место в кружке поэтов вокруг журнала «Аполлон». Тем не менее, его творчество оказало огромное влияние на последующий литературный процесс в России, на поэтику акмеизма и футуризма. Его стихотворение «Колокольчики» можно считать своеобразной предтечей футуристической лирики – поэзии Маяковского, Хлебникова, Бурлюка.