Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1831-1895

Премии:

Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель и публицист XIX века, которого называли «одним из самых национальных писателей России». Он родился в 1831 году в селе Горохово Орловской губернии. Мать будущего писателя принадлежала к обедневшему дворянскому роду Алферьевых, отец был выходцем из духовенства, сыном священника и следователем уголовной палаты, получившим дворянский титул.

Детство Николая Лескова прошло в Орле и в селе Панино Орловской губернии. В десятилетнем возрасте он поступил в гимназию, но окончил лишь два класса. В 1847 году Лесков становится канцелярским служителем в палате уголовного суда, а в 1849 году его переводят служить в Киев, где он живет у своего дяди по материнской линии, профессора С. П. Алферьева.

 

В 1857 году Лесков переходит служить к управляющему имениями Нарышкиных и Перовских Шкотту, по служебным делам много путешествует по Волге и Новороссии. Впечатления от путешествий впоследствии станут источником вдохновения для его литературных произведений.

 

Печататься Лесков стал довольно поздно для своего времени – ближе к тридцати годам. В 1859-60 годах его статьи на социальную тематику выходят в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Современной медицине» и «Экономическом указателе». В 1861 году писатель переселяется в Петербург, где сближается с кружком вокруг журнала «Северная пчела». Статьи Лескова печатаются под разными псевдонимами, самый известный из которых – М. Стебницкий.

 

В 1862 году в Петербурге происходят пожары, вызвавшие большой общественный резонанс. В пожарах обвиняют революционно настроенное студенчество, Лесков же отвечает на события статьей, в которой требует от полиции доказательств студенческой вины. Статья писателя становится объектом неверных толкований, его обвиняют в реакционных настроениях, в том, что он связывает пожары с революционными настроениями. В обиде Лесков на некоторое время уезжает в Европу, планируя впоследствии посвятить себя художественной литературе. В 1864 году публикуются его повести «Овцебык» и «Житие одной бабы», а в журнале «Библиотека для чтения» выходит первая часть его романа «Некуда» (под прежним псевдонимом – Стебницкий). В романе в сатирическом ключе высмеивался быт первых коммун нигилистов, в его героях узнавались конкретные общественные деятели, что вызвало негативную реакцию критиков революционно-демократического направления, в частности, Писарева. Быту нигилистических коммун писатель противопоставлял христианскую трудовую мораль. В это же время Лесков сближается с консервативными публицистами, в частности, с Катковым.

 

В 60-е годы выходят в свет такие произведения Лескова, как «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда», оставленные критикой практически без внимания: в них писатель создает целый ряд женских образов из различных сословий. Сатирой на революционно-демократическое движение был проникнут роман «На ножах» (1870-71).

 

В произведениях Лескова 70-х годов XIX века сатирически-злободневные образы нигилистов постепенно уступают место положительным персонажам – христианским праведникам («Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «На краю света»). Образы праведников нередко оказываются основанными на реальных событиях и исторических хрониках. Будучи человеком глубоко верующим, Лесков критикует православную церковь, выступает как противник клерикализации общества: это становится причиной его разрыва с «Русским вестником» и сближения с либеральными публицистами. Занимая посты в Министерстве народного просвещения, писатель в 80-е годы оказывается отстранен от всех должностей за антицерковные настроения. На этой почве Лесков сближается с Львом Толстым и посвящает себя религиозным и нравственным исканиям. Под влиянием Толстого он становится вегетарианцем, участвует в создании первой вегетарианской поваренной книги в России: этой же теме он посвящает рассказ «Фигура».

 

В 1881 году выходит повесть Лескова «Левша» («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») ставшая одним из самых известных его произведений. Впервые она была опубликована в журнале «Русь», впоследствии же вошла в цикл «Праведники». В сюжете «Левши» реальные события (визит Александра I в Европу) перемежаются с художественным вымыслом (легенда о мастере, подковавшем блоху, бытовала в среде тульских оружейников). Образ Левши стал в русском языке нарицательным обозначением талантливого мастера из народа.

 

Несмотря на недюжинный литературный талант и прекрасный слог, Лесков не создал собственной прозаической школы. В литературной жизни России XIX века он стремился занимать независимую позицию, не примыкая ни к одному идеологическому лагерю. Обращение писателя к вопросам защиты животных и этики питания вызвало целый ряд насмешек в прессе. Часть произведений писателя осталась незаконченной и увидела свет только в XX веке, после смерти автора.

 

Николай Семенович Лесков скончался в 1895 году от приступа астмы и был похоронен на Волковском кладбище. Он был дважды женат, от первого брака у него родились сын Дмитрий и дочь Вера, от второго – сын Андрей. Именем Лескова назван ряд улиц и переулков в городах России и бывшего СССР, в Орле существуют памятник писателю и его дом-музей.