Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1798 - 1831

Премии:

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831) – русский поэт и издатель XIX века, известный как один из ближайших друзей Пушкина. Он происходил из обрусевшего рода прибалтийских немецких баронов, родился в Петербурге и в возрасте двенадцати лет поступил учиться в Царскосельский лицей.

Во время учебы в лицее Дельвиг сблизился с Пушкиным и Кюхельбекером, в эти же годы начал писать стихи. В 1814 году в печати появилась его ода «На взятие Парижа», также молодой поэт принимал участие в лицейских рукописных журналах. По окончании лицея Дельвиг поступает на государственную службу, некоторое время он служит помощником библиотекаря под начальством И. А. Крылова.

 

В 1825 году Дельвиг начинает издавать альманах «Северные цветы», который становится одним из центров литературной жизни Петербурга: в нем печатаются стихотворения поэтов пушкинской плеяды и произведения молодых авторов. В это же время поэт женится на Софье Салтыковой: в их доме часто собирается литературный салон.

 

В 1830 году поэт при участии Пушкина и Вяземского начинает издавать «Литературную газету», которая собирает вокруг себя деятелей «чистого искусства» в противовес журналистам. Во многом из-за доносов Фаддея Булгарина Дельвиг попадает в немилость к Николаю II.

 

В последние годы жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел. В 1831 году, в возрасте 32 лет, он умер от тифа. Известно, что Пушкин тяжело переживал раннюю смерть одного из ближайших друзей юности – в своем письме к Плетневу он писал: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть».

 

Жизнь самого Дельвига, в отличие от многих его современников (Пушкина, Баратынского, поэтов-декабристов) была достаточно спокойной и размеренной, писал он немного, но при этом экспериментировал с литературными формами (сонетами, гипердактилическими рифмами), подражал то античной, то русской народной поэзии. Он был чужд общественно-политических начал в поэзии, практически не писал гражданской лирики, оставаясь сторонником «чистого искусства», воспевая беспечную жизнь, забавы в «веселом кружке вакхических друзей». Литературные эксперименты Дельвига во многом стали благородной почвой для пушкинской «болдинской осени», также его поэзия во многом повлияла на лирику Кольцова и Языкова.

 

Уже при жизни Дельвига его поэзия, в особенности стилизации под русские народные песни, попала во внимание композиторов. Многие его стихи были положены на музыку Алябьевым, Даргомыжским, Глинкой, и стали известны как романсы (самый знаменитый из них – «Соловей» на музыку Алябьева с вариациями Глинки). Некоторые стихи Дельвига ушли в народ и стали пользоваться безымянной известностью, подобно русским народным песням («Ах, ты, ночь ли, ноченька», «Не осенний мелкий дождичек»). После смерти поэта интерес к его творчеству пропал на долгие десятилетия, о нем вспоминали лишь в связи с Пушкиным. В то же время, он был талантливым и самобытным автором, без которого сложно представить себе русскую литературу первой половины XIX века.