Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1787 - 1855

Премии:

Константин Николаевич Батюшков – видный русский поэт XIX века, которого в полной мере можно считать предтечей Пушкина. Он родился 18 мая 1787 года в Вологде в дворянской семье и провел детство в семейном имении Даниловское. Когда Константину было семь лет, его мать, подкошенная душевной болезнью, умерла: предрасположенность к тому же расстройству перешла к Константину и его старшей сестре Александре. В десятилетнем возрасте будущего поэта отдают в пансион Жакино в Петербурге, откуда от затем переходит в пансион Триполи.

В пятнадцать лет Батюшков оставляет пансион: в это время его интеллектуальным наставником становится его дядя Михаил Никитич Муравьев. Под влиянием образованного родственника Константин изучает античную литературу (Тибулла, Горация), читает книги на русском и французском. В это же время молодой поэт знакомится с представителями литературной общественности того времени: Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, И. М. Муравьевым-Апостолом, П. А. Ниловой, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, графом А. С. Строгановым, А. П. Квашниной-Самариной, И. П. Пниным и Н. И. Гнедичем. Затем он поступает на службу в департамент министерства народного просвещения, где часть его сослуживцев примыкает к карамзинскому направлению и «Вольному обществу любителей словесности». 

 

В 1807 году Батюшков вступает в ополчение (милицию) и участвует в прусском походе, оказывается ранен в битве под Гейльсбергом. Затем он принимает участие в русско-шведской войне, после которой уходит в отставку и поселяется в селе Хантоново Новгородской губернии, где жили его старшие сестры. В деревне он рвется в город, все больше впадает в депрессию и ощущает опасность психического недуга. В 1809 году поэт приезжает в Москву, где много общается  с В. Л. Пушкиным (дядей Александра Сергеевича), В. А. Жуковским, П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. В Москве он чувствует себя весьма комфортно, однако в 1812 году он все же переезжает в Петербург, где служит в Публичной Библиотеке. В то время, как армия Наполеона подступала к России, поэт снова ушел на военную службу и принял участие во взятии Парижа. В Европе Батюшков знакомится с немецкой литературой, памятниками и музеями Франции. По возвращении в Россию у него возникает чувство к Анне Федоровне Фурман, которая не отвечает поэту взаимностью: с чувством отчаяния на душе Батюшков уезжает в Каменец-Подольский, где стоит его полк. Год спустя он окончательно уходит из армии, едет в Москву, а затем в Петербург, где сближается с участниками литературного объединения «Арзамас». Своим учителем считает его А.С. Пушкин.

 

В 1818 году Батюшков едет в Италию в составе неаполитанской русской миссии: в дороге он снова предается ощущению тоски и хандры. К 1821 году психическое расстройство достигает таких масштабов, что ему приходится оставить службу. Вплоть до самой смерти в 1855 году ясное сознание так и не возвращается к поэту.

 

Литературное наследие Константина Батюшкова включает в себя поэзию, прозу и письма. Его первые стихотворные опыты относятся к 1802 году («Мечта», «Послание к стихам моим», «Послание к Хлое», «Послание к Н. И. Гнедичу», «Совет друзьям»). Все они проникнуты эпикурейским духом, атмосферой жизни среди забав и развлечений. В 1808 году Батюшков переводит «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Торквато Тассо, к этому же времени относятся и его прозаические опыты , («Отрывок из писем русского офицера», «Похвальное слово сну», «Финляндия»).

 

В 1809 и 1810 годах Батюшков пишет ряд стихотворных подражаний Парни, Тибуллу, Петрарке и Касти, а также стихотворение «Видение на берегах Леты», которое выглядит как сатира над представителями старой литературной школы. Стихотворение 1811 года «Мои пенаты» поэт посвящает  Жуковскому и Вяземскому: пародией на Жуковского является и гимн «Певец в беседе Славянороссов».

 

В годы заграничных походов русской армии Константин Николаевич обращается к патриотической теме «Переход русских через Рейн». Однако гораздо чаще, чем гордость за воинские заслуги своей страны, его посещает скорбь, свидетельством которой становятся стихотворения «Послание И. Л. Муравьеву-Апостолу», «Странствователь и домосед», «Разлука», «Пробуждение», «Мой гений», «Последняя весна», «Надежда» и «К Другу».

 

1816-17 годы можно назвать эпохой расцвета поэтического творчества Константина Батюшкова: знакомство с классической европейской литературой дало о себе знать. К шедеврам этого времени принадлежат «Умирающий Тасс», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции»,«Песнь Гаральда Смелого».

 

Вместе с Жуковским Батюшков внес огромный вклад в развитие русской поэзии, придав ей легкость и выразительность. Обоих поэтов можно считать предшественниками Пушкина, Лермонтова и последующих величин в русской поэзии.