Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1717 - 1777

Премии:

Александр Петрович Сумароков – русский поэт, писатель и драматург XVIII века, один из основных представителей русского классицизма. Он родился в 1717 году в Москве: его отец был крестником и приближенным Петра I, человеком весьма образованным для своего времени.

В четырнадцатилетнем возрасте Александр Сумароков был отдан на учебу в Сухопутный шляхетский корпус графа Миниха, где проявил большой интерес к науке и литературе. В юношеские годы он перелагал на русском языке библейские псалмы, писал любовные песни и оды в подражание Тредиаковскому и французским поэтам. Среди воспитанников корпуса многие пробовали себя в поэзии, Сумароков же собрал из них «Общество любителей российской словесности». К тому же времени относятся и первые драматические произведения писателя.

 

По окончании корпуса в 1740 году Сумароков был причислен к военной канцелярии Миниха в звании адъютанта, впоследствии же дослужился до чина бригадира. В 1747 году он пишет трагедию «Хорев», которая сразу же была напечатана и имела большой успех. Пьеса была поставлена первой русской театральной труппой под руководством Федора Волкова. Затем на сцене ставятся и другие произведения Сумарокова – комедии Чудовищи», «Трессотиниус», трагедии «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона». В 1755 году писатель стал автором либретто первой русской оперы «Цефал и Прокриса», а годом позже занял пост директора первого русского организованного театра. Затем публике были представлены драма «Пустынник», трагедии «Ярополк и Димиза».

 

С актерами театра Сумароков находился в дружеских отношениях, параллельно же писал множество стихотворений (оды, элегии, эклоги, мадригалы, басни, сатиры, притчи). В 1759 году писатель основал журнал «Трудолюбивая пчела», однако он просуществовал недолго из-за недостатка финансирования.

 

В 60-е годы XVIII века Сумароков обратился в своем творчестве к сюжетам из истории России. Страницам из истории страны посвящены трагедии «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав». Параллельно он сочинял либретто для опер и балетов, комедии («Ядовитый», «Лихоимец», «Опекун», «Нарцисс», «Три брата совместники»), в которых были заметны аллюзии на современные ему события. Свои произведения писатель сочинял крайне быстро, иногда – буквально за один день. Несмотря на то, что Сумароков был приближен к императорскому двору и находился под покровительством вельмож, он не чувствовал себя оцененным по заслугам. Из-за тяжелого характера у писателя было немало недоброжелателей, да и личная жизнь у него не складывалась: он был женат трижды, и ни один из браков не был удачным. Даже такие видные деятели литературы того времени, как Ломоносов и Тредиаковский, постоянно писали на него эпиграммы, он же, в свою очередь, пытался пародировать их литературный стиль. Из-за серии интриг в 1761 году Сумароков был отстранен от руководства театром, что стало для него большим ударом. Одним из первых в русской литературе Сумароков высказался против цензуры, что тоже вызвало волну недовольства в правящих кругах и среди литературной общественности.

 

Воцарение на престоле императрицы Екатерины II Сумароков приветствовал, в то же время сама Екатерина советовала писателю меньше участвовать в спорах и скандалах в литературных кругах. В последние годы жизни писатель нередко становился объектом насмешек, дирекция театра отказывала ему в бесплатном проходе на собственные же пьесы. Кроме того, Сумароков пережил всех своих четверых сыновей. От депрессии он начал пить.

 

С 1771 года Сумароков большую часть времени проводил в Москве (приезжая в Петербург лишь по просьбам Екатерины II), где и умер в 1777 году. Он был похоронен в Донском монастыре.