Некоторые произведения:

Ваше мнение



Годы жизни:
1766 - 1826

Премии:

Николай Михайлович Карамзин – русский писатель, переводчик, ученый-историк конца XVIII – начала XIX века, идеолог сентиментализма, реформатор русской словесности.

Николай Карамзин родился в 1766 году в селе Знаменское Казанской губернии в семье среднепоместного дворянина, потомка татарского мурзы. Начальное образование получил дома, затем был направлен в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена и одновременно посещал лекции в университете. В 1781 году он поступает на службу в гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку. В эти годы он переводит произведения европейских авторов, пытается писать собственные литературные опусы. В 1784 году Карамзин вступает в масонскую ложу, изучает наследие английских и немецких литераторов. С масонством писатель вскоре порывает из-за мистической окрашенности их движения.

 

В 1789 – 1790 годах Карамзин едет по Европе, следит за событиями Великой французской революции, встречается с Иммануилом Кантом в Кенигсберге. После поездки он приступает к написанию «Писем русского путешественника»: именно эта книга принесла писателю литературную славу. Начиная с 1791 года, Карамзин выпускает альманахи «Аглая», «Аониды», а также «Московский литературный журнал»: в последнем печатается его повесть «Бедная Лиза», только упрочившая его славу как писателя. В 1801 году Карамзин начинает издавать литературно-политический журнал «Вестник Европы», который пользовался значительным успехом при дворе и в писательских кругах.

 

Для литературного творчества Карамзина характерно главенство чувств над разумом: таковы были тенденции сентиментализма. В отличие от классицизма, ратовавшего за переустройство мира на разумных началах, сентиментализм наделяет героев литературных произведений чувствами, способностью переживать. В этом было новаторство Карамзина как писателя: он первым в русской литературе придал своим персонажам сентиментальные черты. К внутреннему миру человека он обращался и в своей поэзии.

 

С годами Карамзин все чаще обращается к российской истории. В 1803 году выходит его повесть «Марфа-посадница, или покорение Новагорода». Год спустя писатель указом императора Александра I получил звание историографа и отошел от литературных трудов, «постригаясь в историки». В 1816 году вышли в свет первые восемь томов его грандиозного труда, получившего название «История государства Российского». В течение нескольких последующих лет вышло еще три тома «Истории», труды Карамзина были переведены на основные европейские языки. Двенадцатый том книги писатель не успел закончить, он был издан уже после его смерти в 1826 году.

 

В политическом отношении молодой Карамзин нередко выступал как противник крепостного права и сторонник реформирования императорской власти. К концу жизни он все больше сближался с императорским двором и становился сторонником абсолютной монархии. 14 декабря 1825 года он был на Сенатской площади во время коронации Николая I, вслед за которой последовало восстание декабристов. Полученная там простуда привела к осложнениям, в результате которых писатель умер.

 

В литературном плане Карамзин стал реформатором, его проза и поэзия оказали огромное влияние на развитие русского литературного языка. Он все больше стремился отдалить русский язык от старославянского, стал автором многих слов, употребительных и в наши дни: как с собственно русскими корнями («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и заимствованных («тротуар», «кучер»). Одним из первых он стал использовать букву «ё».

 

Против языковых нововведений Карамзина выступал целый ряд деятелей русской словесности, в частности, адмирал Александр Семенович Шишков и его «Беседа любителей русского слова». Последователи Карамзина основали в противовес литературный кружок «Арзамас», к которому примкнули Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин. Такова была преемственность между традициями русской словесности XVIII века и теми прогрессивными тенденциями, которые оказались в основе литературы XIX столетия.