Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1375 - 1428

Премии:

Андрей Рублев – русский средневековый художник-иконописец, наиболее известный и почитаемый мастер русской религиозной живописи XV века, автор знаменитой иконы «Троица».

Биографические сведения об Андрее Рублеве известны лишь приблизительно. Большинство историков сходится во мнении, что он был выходцем из ремесленнической среды («рубелем» в то время называли инструмент по выделке кожи) и родился в Московском княжестве в промежутке между 1370-80 годами. По источникам XVII века известно, что он был монахом Троицкого монастыря при Никоне Радонежском, преемнике Сергия Радонежского. Имя Андрей он получил при монашеском постриге (в Троицком либо Андрониковом монастыре), его мирское имя тоже неизвестно.

 

Впервые упоминание об Андрее Рублеве встречается в летописи, описывающей события 1405 года. Там говорится, что художник вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца участвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Также его кисти приписывают миниатюру евангелиста Матфея, украшающую «Евангелие Хитрово».

 

Иконостас Благовещенского собора был качественно новым и необычным для своего времени. В храмах Византии, а вслед за ней и средневековой Руси, алтарь отделялся от основного помещения небольшой перегородкой: Андрей Рублев и Феофан Грек превратили ее в целую стену, покрытую иконами, впоследствии по этому образцу работали и другие мастера.

 

Всего в иконостасе выделяют четыре яруса, или чина: в деисусном чине находятся фигуры Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя, в праздничном – иконы, посвященные церковным двунадесятым праздникам, в пророческом и праотеческом – иконы, посвященные тем или иным библейским сюжетам. Живописные работы Андрея Рублева наследовали византийские традиции иконописи, но в них уже прослеживалась своя индивидуальная манера, в образах святых и библейских персонажей сквозили человеческие черты. Интересен тот факт, что после всех перестроек Благовещенского собора созданный художником иконостас идеально вписывался в обновленный интерьер, часть его сохранилась и до наших дней.

 

В 1408 году вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев работает над иконостасом Успенского собора во Владимире. Часть созданных им фресок дошла до наших дней, наиболее значительная работа этого цикла – «Страшный суд», в котором традиционно проникнутая мрачным содержанием сцена из Апокалипсиса превратилась в торжество справедливости и духовной ценности каждого человека. В это время художник был уже зрелым мастером со сформировавшимся живописным стилем, все больше отходившим от византийских традиций. После росписи Успенского собора он, судя по всему, работал в Звенигороде, где учеными был найден целый цикл икон, изображающих Христа, архангела Михаила и апостола Павла и приписываемых Рублеву. Еще одной отличительной чертой его работ было то, что Христос на них изображался не как карающий Судия, а как милосердный, сострадающий, максимально приближенный к людям Сын Человеческий.

 

Самая известная работа Андрея Рублева – икона «Троица» – была написана в середине 10-х годов XV века (по другим данным – на десятилетие позже). В ней читается ветхозаветный сюжет о посещении тремя ангелами Авраама и Сарры и благой вестью о скором рождении у них сына Исаака. В то же время, в этом сюжете читалась аллегория триединства Бога – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. В отличие от других мастеров, художник делает в иконе акцент на образы ангелов: если в более ранних работах в них четко читались конкретные божественные ипостаси, то Рублев не отождествляет каждого из ангелов с Отцом, Сыном и Святым Духом, наделяя их чертами всех трех проявлений Бога.

 

О последних годах жизни Андрея Рублева известно мало: примерно в 1428 году он занимался росписью церкви Спаса в Андрониковом монастыре (сохранились лишь остатки орнамента), умер же, по одной из версий, 17 октября 1428 года, по другой – 29 или 30 января 1430 года.

 

В XVI веке Стоглавый собор признал работы Андрея Рублева образцом для подражания среди русских иконописцев, примерно с XVII века в некоторых местностях его почитали как святого. Официально он был канонизирован Русской православной церковью в 1988 году как преподобный, дни его памяти – 29 января и 4 июля.

 

В 1966 году кинорежиссер Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею»): роль художника в нем исполнил Анатолий Солоницын, а через взгляд странствующего монаха была показана история средневековой Руси. Несмотря на то, что фильм был снят в советское время, в нем была показана основополагающая роль христианства в истории и культуре России. Также память об Андрее Рублеве увековечена в имени музея-заповедника Спасо-Андроникова монастыря, перед которым установлен памятник художнику.