Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1874-1947

Премии:

Николай Константинович Рерих – русский художник, ученый, путешественник, общественный и религиозный деятель. За свою долгую жизнь он много путешествовал, написал более семи тысяч картин, стал автором спорного и неоднозначного, но безусловно интересного учения «Живой Этики» («Агни Йоги»), много пропагандировал русскую культуру за рубежом, был директором Общества поощрения художеств в Петербурге, собственного научно-исследовательского института в Индии, Союза художников и Международного художественного центра «Венец мира» в США.

Николай Рерих родился 27 сентября 1874 года в Петербурге в семье нотариуса и общественного деятеля. Представители рода Рерихов занимали важные посты на государственной службе, начиная с петровских времен. С ранних лет Николай интересуется историей, географией, рисует и пишет сказки. Он получает блестящее образование, сначала обучаясь в гимназии имени Карла Мая, а затем параллельно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств.

 

В 1895 году Николай Рерих стал заниматься в мастерской художника-пейзажиста Архипа Куинджи, оказавшего на него огромное влияние. В это же время молодой художник изучает древнерусские источники (грамоты, книги, летописи), тем самым готовясь приступить к работе над масштабной серией картин «Начало Руси. Славяне». Первая из них, «Гонец. Восстал род на род», была закончена в 1897 году. В своих полотнах на историческую тему Рерих стремился к максимальной достоверности: до него никто в русской живописи не показывал жизнь и быт древних славян столь детально. В картине «Идолы» он изображает славянское языческое жертвоприношение, в картине «Заморские гости» – корабль викингов во время плавания. В 1903-1904 годах Рерих много ездит по России, изучает древнерусскую архитектуру, фольклор, прикладное искусство, изображает старинные русские города в своих многочисленных картинах. В 1906 году он начинает работу над новым циклом исторических картин («Поморяне. Утро», «Каменный век», «Человечьи праотцы»).  В этих работах человек у Рериха полностью сливается с природой: подобная тенденция будет характерна и для его последующего творчества.

 

Перед Первой мировой войной, как предчувствие грядущей глобальной катастрофы, в творчестве Рериха появляются фантастические мотивы. В картине «Град обреченный» белый город обвивает огнедышащий змей: в этом образе кроется противопоставление современной художнику цивилизации и духовной чистоты, гармонии мира. В первые послереволюционные годы картины Рериха пользуются большим успехом в Европе и Америке, он много путешествует, пропагандируя русскую культуру за рубежом. В 1923 году он отправляется в свое первое путешествие в Центральную Азию, посещает Индию, Китай, Монголию, Тибет, Алтай. В своих странствиях художник изучал религиозные культы Востока, отражает в своих картинах красоту природы. С этого времени «восточные» мотивы становятся основными в его творчестве.

 

В Индии Рерих знакомится с местными религиозными деятелями, что приводит его к созданию собственного религиозно-философского учения – Агни Йоги. Взгляды Рериха сочетали в себе элементы христианства, буддизма, индуизма, западной и восточной мистики.  В своих картинах 20-х – 40-х годов художник создает образы Христа, Магомета, Будды, Конфуция, Лао-Цзы, Майтрейи (Будды Грядущего), Богоматери («Мадонна Орифламма», «Матерь Мира»), пейзажи Тибета и Гималаев. Его сыновья Юрий и Святослав становятся популяризаторами религиозно-философских взглядов отца.

 

В годы Второй мировой войны Рерих общается с Джавахарлалом Неру и Индирой Ганди, выступает за сближение России и США в борьбе с нацизмом, участвуя в создании Американо-Русской культурной ассоциации (куда входили Эрнест Хемингуэй, Рокуэлл Кент и многие другие великие деятели американской культуры).

 

После окончания войны Рерих пишет письмо Сталину с просьбой вернуться в СССР, однако 13 декабря 1947 года он умирает, так и не узнав, что во въезде ему было отказано. Помимо нескольких тысяч художественных работ, к его достижениям относится  «Пакт Рериха» о защите культурного достояния, послуживший основой для Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Семья Рерихов внесла свой вклад в борьбу за мир, изучение культуры и искусства Индии и стран Центральной Азии: возможно, какие-то взгляды художника могут показаться спорными, однако его талант нельзя не оценить.