Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1878-1935

Премии:

Казимир Северинович Малевич – русский и советский художник-авангардист, философ и теоретик искусства, внесший огромный вклад в развитие мировой живописи XX века. Он родился в 1879 (по другим данным – в 1878) году в Киеве, в семье управляющего сахарным заводом (по другой версии, отец будущего художника был этнографом и фольклористом). По национальности родители Малевича были поляками. Казимир был старшим из четырнадцати детей, из которых выжило девять.

Детство будущего художника прошло на фоне украинской природы, из-за работы отца семья несколько раз переезжала. В пятнадцатилетнем возрасте Казимир впервые взял в руки краски, подаренные ему матерью, а в 1895 году поступил в рисовальную школу Н. И. Мурашко в Киеве.

 

В 1896 году семья Малевичей переезжает в Курск: там молодой художник работает чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги. В то же время он продолжает заниматься живописью и организовывает художественный кружок. В 1899 году художник женится на Казимире Зглейц, в 1901 году у него рождается сын Анатолий, четырьмя годами позже – дочь Галина.

 

В 1905 году Малевич пытается поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако эта попытка оказывается неудачной. Художник остается в Москве, проживая в художественной коммуне в Лефортово, и занимается в студии Ф. И. Рерберга, в то время как его семья продолжает жить в Курске. Его художественные опыты начала XX века находятся в русле импрессионизма («Весенний пейзаж», «Бульвар», «Цветочницы»), на них часто встречаются картины природы, людей.

 

В 1907 году художник создает картины из цикла «Эскизы фресковой живописи»: по технике они напоминают иконы, но в то же время для них характерны орнаменты в духе модерна. В том же году к Малевичу переезжают мать и жена с детьми. В его семье усиливаются размолвки, после которых супруга художника уезжает в село Мещерское, оставляя детей у одной из сотрудниц местной психиатрической больницы. Два года спустя Малевич получает развод и забирает детей себе, а затем женится второй раз на писательнице Софье Михайловне Рафаилович: в доме ее отца в Немчиновке он теперь проводит значительную часть времени.

 

В 1912 году  работы Казимира Малевича представляются публике на выставке группы молодых художников «Ослиный хвост», куда, кроме него входят Нико Пиросмани, Варвара Бубнова, Марк Шагал, Наталья Гончарова. Для картин Малевича этого периода («Аргентинская полька», «Провинция», «Купальщик», «Садовник») характерен стиль, близкий к лубочным картинкам, с упрощенным изображением человеческих фигур: к примеру, конечности купальщика скорее напоминают ласты, садовник выглядит неподвижным на фоне постамента.

 

В это же время художник пишет свою знаменитую «крестьянскую» серию картин («Плотник», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Жница», «Уборка ржи»), для которых характерно еще большее упрощение образов. В некоторых из них («Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне», «Голова крестьянской девушки») человеческие тела изображены в виде набора геометрических фигур. В то же время, двумерное изображение и яркость красок роднит картины Малевича с иконами. Его творчество этого периода развивается в соответствии с принципами неопримитивизма: по мнению художника, картина должна воздействовать на зрителя не тематикой, а набором форм и красок. В некоторых работах Малевича сильно влияние европейского кубизма (именно в это время Корней Чуковский вводит в обиход термин «кубофутуризм»), стремление разбить фигуры на набор геометрических примитивов.

 

В 1913 году Малевич становится автором декораций к опере «Победа над Солнцем», музыку к которой пишет Михаил Матюшин, а текст – Александр Крученых и Велимир Хлебников. В ходе работы над декорациями к нему приходит идея «Черного квадрата»: первый вариант картины был написан в 1915 году, впоследствии художник несколько раз делал ее дубли. К этому же времени относятся картины «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина», «Англичанин в Москве», «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой».

 

Тесное сотрудничество с футуристами стало для Малевича толчком для создания нового направления в изобразительном искусстве – супрематизма, основанного на беспредметной игре геометрических форм. Картины художника становятся все более абстрактными. В декабре 1915 года на футуристической выставке «0.10» Малевич представляет около 40 полотен, написанных в новом стиле – и среди них, конечно же, «Черный квадрат». Геометрическая фигура символизировала «чистый акт творения», основу бытия, на которой уже строились более сложные конструкции. Чуть позже появились картины с и белыми формами на белом фоне.

 

Малевич приветствовал Октябрьскую революцию: сразу после переворота он преподавал в свободных художественных мастерских Москвы и Петрограда, затем – в Народной художественной школе в Витебске, публикует труд «О новых системах в искусстве». В 20-е годы он активно читает лекции, в 1927 году едет в Варшаву и Берлин, где выставляются его работы, знакомится с участниками художественного объединения «Баухаус» в Германии.

 

Творчество художника с началом 30-х годов снова радикально меняется, в его картинах появляется мотив одиночества, пустоты, в последние годы он возвращается к классическим формам. В 1930 году Малевича арестовывает НКВД как «германского шпиона», несколько месяцев он проводит в тюрьме. В 1933 году он заболевает раком предстательной железы, от которого и умирает 15 мая 1935 года. После смерти тело художника, согласно завещанию, кремируют и хоронят в супрематическом гробу на родине, в Немчиновке. В годы войны местонахождение могилы Малевича было утрачено, затем восстановлено: в настоящее время там находится геометрический монумент, именем художника названа и близлежащая улица.