Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1937-

Премии:

Отари Захарович Кандауров – современный художник-авангардист и ученый-культуролог, исследователь эзотерических мотивов в русском искусстве, считающийся признанным мастером психологического портрета. Он родился в 1937 году в Кемерово и в трехлетнем возрасте переехал с родителями в Москву. Во время Великой Отечественной семья Кандауровых снова оказалась в Сибири в эвакуации, однако в 1943 году снова вернулась в столицу.

Рисовать будущий художник начал еще в детстве, однако родители ждали от него музыкальной карьеры и отдали учиться музыке, однако в одиннадцатилетнем возрасте увлечение живописью перевесило. В 1948 году Кандауров стал заниматься в художественной школе, тремя годами позже перешел в специализированную школу при Суриковском институте, которую окончил в 1956 году с серебряной медалью. На его живописную манеру сильно повлияли работы кубистов и импрессионистов, выставленные в 1955 году в Москве после многолетнего запрета. Преподаватели не слишком одобряли увлечение молодого художника европейским авангардом, и потому с первого раза Кандауров в институт не прошел. Впоследствии он учился на художественно-графическом факультете Московского государственного педагогического института имени Ленина, где познакомился со своей женой Татьяной.

 

В 1957 году Отари Кандауров долгое время работал в изостудии в Москве при VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Там он написал множество этюдов и набросков, а также познакомился с целой плеядой художников-нонконформистов, в первую очередь, с Дмитрием Плавинским и Анатолием Зверевым. Одной из первых его работ стал портрет Дмитрия Плавинского. Во время фестиваля Кандауров общался с прессой, дал интервью для радио, в котором говорил о свободе творчества: интервью это оказалось под запретом по цензурным соображениям, зато привлекло внимание в художественной среде.

 

В студенческие годы Кандауров знакомится с «неофициальным» художественным миром, общается с представителями советского андеграунда: О. Я. Рабиным, Н. Е. Вечтомовым, Л. Е. Кропивницким, Л. А. Мастерковой, Ю. Васильевым,  Б. П. Свешниковым, В. Н. Немухиным, А. Харитоновым. В качестве дипломной работы художник пишет два портрета без намека на авангард, однако отказывается ехать по распределению в Ижевск, желая остаться в Москве: ему это удается, однако за дипломную работу он получает «тройку».

 

В 60-е годы, с ослаблением цензуры в изобразительном искусстве интерес к авангардному искусству в СССР растет, у «неофициальных» художников появляется возможность выставляться и продавать свои картины. В 1970 году в Дубне открывается первая персональная выставка Отари Кандаурова, в 1974 году его полотна экспонируются на отчетной выставке в Центральном доме работников искусств в Москве вместе с работами других советских авангардистов, затем – на ВДНХ. Постепенно русский авангард выходит из подполья, создается секция живописи при Горкоме графиков, среди участников которой был и Кандауров.

 

В 1977 году художник создает афиши к постановке «Мастера и Маргариты» в Театре на Таганке (режиссер Юрий Любимов) и к спектаклю «Эти чарующие звуки» в Большом театре. Следующая персональная выставка Кандаурова состоялась в Москве в Доме ученых в 1977 году. В это же время Министерство культуры СССР включает одну из его работ в выставку «Русское и советское искусство с XIV по XX век» в Нью-Йорке и Сан-Франциско.

 

В начале 80-х годов Отари Кандауров создал свой арт-проект «Театр живописи», в котором показ картин соединялся с поэзией, музыкой, игрой света, однако публике был представлен только один спектакль. В 1987 году О. З. Кандауров художник создает группу «Мир живописи», куда входят его младшие коллеги.

 

Картины Кандаурова отличаются символичностью, часто в них присутствуют знаки, буквы, какие-то значимые предметы. Большое внимание он уделяет библейским сюжетам («Крещение», «Иов», «Пророк»), пытается заниматься иконописью («Богоматерь Печерская», «Спас Византийский»), экспериментирует с жанром психологического портрета (серия «Современники»). Он не раз лекции о религиозных и эзотерических истоках живописи, печатался в журналах «Наука и религия», «Социум», «Грааль», стал автором монографии «Русь и христианство». В настоящее время художник живет и работает в Москве, его работы находятся в музеях и частных коллекциях как в России, так и за рубежом.