Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1818-1870

Премии:

Сергей Константинович Зарянко – русский художник-портретист, мастер перспективной живописи и картин религиозного жанра. Наибольшим успехом пользовались портреты авторства Зарянко, из которых до наших дней дошло более сотни.

Сергей Зарянко родился в 1818 году в селе Ляды Могилевской губернии, учился в Третьей Петроградской гимназии. Художественную подготовку он получил у Венецианова, параллельно с гимназическим курсом занимался в Академии художеств как вольнослушатель. В 1836 году Зарянко получил серебряную медаль за картину «Фельдмаршальский зал в Зимнем Дворце», тогда же ему были даны хорошие рекомендации как портретисту. Два года спустя его награждают серебряной медалью первого достоинства и званием неклассного художника и поручают оформление Никольского собора в Петербурге.

 

В 1850 году художник ходатайствует о задании ему программы на звание профессора исторической живописи Академии художеств. Сначала ему заказывают картину «Смерть Святого Павла Фивейского» с фигурами в человеческий рост, но он не справляется с этой задачей. Звание профессора Зарянко получает в том же году за портрет вице-президента Академии Ф. П. Толстого.

 

Начиная с юных лет, художник терпел материальные затруднения и был вынужден зарабатывать, чтобы поддерживать родных. Именно поэтому он часто менял места работы и брался за самые разные заказы. В 1855 году, будучи преподавателем рисования Дворянского полка, Зарянко пытался занять пост профессора перспективной живописи в Академии, но попытка эта оказалась провальной, и он уехал в Москву, где преподавал в училище ваяния и зодчества и дослужился до должности инспектора и старшего профессора живописи. В 1865 году художника вызвали в Петербург, где заказывают серию портретов императорской фамилии. На эту работу ушло пять лет. В 1870 году Зарянко вернулся в Москву, где вскоре умер от сердечной недостаточности.

 

Постоянная необходимость обеспечивать себя и семью не дала художественному таланту Сергея Зарянко полноценно раскрыться. В то же время, он пробовал себя во множестве жанров. Его кисти принадлежит целый ряд работ в направлении перспективной живописи («Внутренность комнаты золотопромышленника Латкина с портретами его семейства», «Вид террасы в Московском Кремле с семейством Владиславлева», «Внутренний вид Троицкого собора Сергиевской лавры» и другие). На всех его перспективах присутствуют люди, на облик которых художник обращал большое внимание, поэтому в рамках перспективного жанра ему становилось откровенно тесно. Также Зарянко писал картины религиозного жанра, как правило, на заказ (среди наиболее масштабных работ стоит отметить картину «Ангел молитвы», образ Богородицы и иконостас для Второго кадетского корпуса, изображения Христа и Богоматери для Софийского собора в Царском Селе). Работать как портретист он начал в 1850 году, и именно портреты принесли ему успех. Лучшими работами Сергея Константиновича Зарянко считаются портреты графа Ф. П. Толстого и великого князя Николая Александровича.

 

Вначале художественные критики отмечали в портретах работы Зарянко особую живость, говорили, что они «живут и дышат». Впоследствии это мнение сменилось на прямо противоположное, художника не раз обвиняли в «мундирности» и «бестипичности» образов, однообразном выражении лиц, стремлении к точному внешнему копированию натуры без какой-либо попытки психологического портрета. Внимание к мельчайшим деталям, вплоть до освещения, точность портретного сходства с натурой действительно была одной из основных особенностей творчества Сергея Зарянко.