Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1787 – 1855

Премии:

Максим Никифорович Воробьев - русский живописец, прославившийся как мастер городского пейзажа и наставник целого поколения русских художников XIX века. Он родился в 1787 году в семье унтер-офицера, вахтера Академии художеств. В возрасте десяти лет юный Максим был зачислен в академию, где показал значительные успехи как живописи и рисунке, так и в архитектуре. Его учителями были профессор Томас де Томон и пейзажист М.М. Иванов.

Будучи студентом Академии художеств, Воробьев прославился как мастер композиции: его ученические работы всегда отличались хорошей группировкой человеческих фигур. В 1809 один из наставников молодого художника, пейзажист Ф.Я. Алексеев, сделал его своим помощников в исторической экспедиции по Средней России. На основе этого материала Воробьев создает сцены посещения среднерусских городов государем императором.

 

В 1813-1814 годах Воробьев работает в Германии и Франции, а в 1820 году совершает путешествие в Палестину по поручению великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая II: тот хотел привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова в Подмосковье, в Новом Иерусалиме. Там художник осуществляет архитектурные замеры всех христианских святынь: делать это надо было тайком от властей Османской империи, к которой в те времена относилась территория Палестины. Также он зарисовывает пейзажи Иерусалима, виды Мертвого моря, Смирны, Яффы, Родоса, Константинополя: 90 листов акварельных рисунков стали материалом для будущих картин маслом.

 

На основе средиземноморских и палестинских эскизов Воробьев пишет картины «Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме», «Вечер у Абу-Гоша, арабского шейха», «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения», «Мертвое море», «Вид Смирны». Часть его полотен изображают Петербург («Восход солнца над Невой», «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении»).

 

Во время очередной войны России с Турцией в 1828 году Воробьев был придворным художником при свите государя. К этому периоду принадлежат его полотна: «Взрыв Варны», «Вид осады Варны», «Корабль во время бури, на котором находился государь», «Вид Одессы». В некоторых работах он освежает в памяти свои палестинские впечатления («Вид Константинополя с азиатского берега», «Общий вид Иерусалима»).

 

Материальное положение Воробьева всегда было достаточно стабильным благодаря императорским заказам, пожизненной пенсии за палестинское поручение, заказам от графа Бенкендорфа и князя Воронцова. С лучших работ от неоднократно снимал копии, которые расходились не всегда: многие из них стали расходиться по рукам только после смерти автора, часть была разыграна в лотерею. Параллельно Воробьев занимался музыкой, играл на скрипке. Будучи придворным живописцем, в своих работах он стремился к исторической достоверности городских пейзажей, торжеств, парадов, и лишь иногда позволял себе художественный вымысел.

 

В 1840 года в жизни художника начинается трагический период: умирает его жена, что приводит к отчаянию и болезням. Памяти жены посвящена работа Воробьева «Дуб, раздробленный молнией»: в ней принято видеть аллегорию скорби после утраты близкого человека. В 1844-46 годах художник зарисовывает виды Рима и Палермо, однако его здоровье гаснет все стремительнее. В 1855 году Максим Воробьев умирает.

 

Современники оценивали творчество Воробьева очень высоко. Николай Кукольник, издатель журнала «Изящных Искусств», считал одной из его лучших картин «Вид Константинополя», называя ее одой «из воды, земли и воздуха». Также положительные отзывы традиционно получали его «Мертвое море», виды Невы и другие пейзажи с далеким горизонтом. В изображениях воды он тяготел не столько к видам волн, сколько к перспективам и игре красок. Техника Воробьева всегда кажется обдуманной, законченной, логически и стилистически завершенной.

 

Максим Воробьев стал учителем для пейзажистов, архитекторов и мастеров жанровой живописи своего времени. Среди его учеников – братья Чернецовы, Шишкин, Айвазовский и целая плеяда менее известных мастеров.