Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1848 - 1926

Премии:

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник XIX века, известный своими картинами на фольклорные и исторические сюжеты. Он родился в 1848 году в селе Лопьял Вятской губернии, в семье священника. Художником впоследствии стал и младший брат Виктора Аполлинарий Васнецов, другой же брат, Александр, работал сельским учителем и был известен как фольклорист.

С 1858 по 1862 год Виктор Васнецов учится в духовном училище в Вятке, по семейной традиции думая стать священником, затем поступает в Вятскую духовную семинарию. В это же время он берет уроки живописи, и постепенно это дело увлекает его все больше. В 1866 году он иллюстрирует сборник «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицына, годом позже создает жанровые картины «Молочница» и «Жница».

 

На предпоследнем курсе по благословению отца Васнецов бросает семинарию и едет в Петербург поступать в Академию художеств. В Петербурге учителем Васнецова был Иван Крамской, а во время приездов в Вятку – ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли (последний давал уроки и Аполлинарию Васнецову, оба брата под руководством своего наставника принимали участие в росписи собора в Вятке). В Петербурге молодой художник дает частные уроки, иллюстрирует журналы. С 1874 года он участвует в выставках передвижников, привлекая внимание своими жанровыми картинами («В чайной», «Нищие певцы»).

 

В 1876 году Васнецов заканчивает обучение в Академии и отправляется путешествовать за границу. В том же году он женится на Александре Рязанцевой, впоследствии у них рождается четыре сына. Впечатлениями от поездки в Европу навеяна картина «Балаганы в Париже». Другая работа того же времени, «Чтение военной телеграммы», навеяна событиями русско-турецкой войны.

 

По возвращении в Россию Васнецов все больше обращается к сюжетам русской истории, эпоса и народных сказок. Первым его масштабным произведением на историческую тему стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами»: критики встретили ее достаточно прохладно. В то же время, положительные отзывы о ней оставил известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов: вскоре Васнецов стал членом мамонтовского художественного кружка, много времени проводил в его имении в Абрамцево. Именно Мамонтов выбивает для Васнецова заказ на картины для зала заседания правления Донецкой железной дороги: так появляются «Битва славян со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».

 

В 1881 году появляется одна из самых известных картин Виктора Васнецова – «Аленушка». Внешность героини частично пишется с Веры Мамонтовой, дочери Саввы Мамонтова – той самой, которую Валентин Серов запечатлел в «Девочке с персиками». Былинно-исторические сюжеты запечатлены и в других картинах художника – «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван Царевич на Сером Волке», «Царь Иван Васильевич Грозный». Начиная с 90-х годов XIX века, все большее место в творчестве Васнецова занимает религиозная тематика, он занимается иконописью, участвует в росписи соборов в Петербурге и Киеве.

 

После революции 1905 года Васнецов сближается с участниками политической организации «Союз русского народа» – сторонниками самодержавия, православия и народности. Он участвует в оформлении нескольких изданий монархической направленности, но сам в организацию не вступает. Тем не менее, свержение монархии и Октябрьскую революцию он встречает спокойно, видя в переворотах «проявление воли народа», и остается в России. Он продолжает работать над портретами и картинами на сказочную тематику («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Кощей Бессмертный»). «Сказка о спящей царевне».

 

Виктор Михайлович Васнецов умер в 1926 году, продолжая работать до последних дней жизни. Его имя носит художественный музей в Вятке, Русский музей в Санкт-Петербурге, переулок в Москве, где находится дом-музей художника.