Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1844-1930

Премии:

Илья Ефимович Репин - великий русский художник конца XIX – начала XX века, член товарищества передвижников. Он родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца, обучался грамоте у местного пономаря и дьячка, с 13 лет брал уроки живописи.

В 1863 году молодой Илья Репин поступает в Академию художеств, где одним из его учителей становится И.Н. Крамской. В 1869 году он награждается малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

 

В 1870 году Репин путешествует по Волге, где пишет картину «Бурлаки на Волге», одну из самых известных своих работ. В ней художник передает черты людей «из народа»: история донесла даже имена некоторых героев картины. Бурлаки у Репина измучены тяжелым физическим трудом, но при этом в них видна духовная красота. Несмотря на то, что Репин возмущался тому, что «люди вместо скота впряжены», главной его задачей было не обличить уродливое социальное явление, а раскрыть индивидуальные образы бурлаков. В его работе жанровая живопись приобрела монументальный характер, что было новаторством для своего времени.

 

В годы учебы Репин работает как над академическими проектами на мифологические и религиозные сюжеты («Воскрешение дочери Иаира»), так и над жанровыми картинами и портретами своих современников («Славянские композиторы», портрет собственного брата В.Е. Репина). В изображении людей, будь то исторические личности, мифологические персонажи или личные знакомые художника, он добивается большой выразительности и живости.

 

Начиная с 70-х годов XIX века, Илья Репин выступает в защиту принципов народности, демократизма в изобразительном искусстве. В середине десятилетия он путешествует по Европе, и образцы старинного европейского искусства становятся ему совершенно не близки. Во Франции он пишет жанровые картины («Парижское кафе», «Садко в подводном царстве»), а также ряд этюдов на пленэре. В 1876 году художник возвращается в Россию.

 

По возвращении из Европы Репин едет в свой родной Чугуев, а еще через год возвращается в Москву. На основе чугуевских впечатлений он пишет портреты крестьян («Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких») и жанровые картины на ту же тему («Проводы новобранца», «В волостном правлении»). В них раскрываются социальные противоречия русской деревни после отмены крепостного права. Многообразие сельской жизни в пореформенной России показывает картина Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1880–83). В изображенном художником многолюдном шествии участвует огромное количество людей: от помещицы до нищих и странников, от отставного военного до священника.

 

Один из самых известных шедевров кисти Репина того же времени – картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Идея ее создания возникла у художника после того, как он услышал рассказ об этом письме от одного из украинских историков. Для картины позировало множество людей, она существует в трех вариантах: первый в настоящее время хранится в Третьяковской галерее, второй – в Русском музее, третий – в Харьковском художественном музее.

 

Еще в 1874 году Репин стал участником товарищества передвижных выставок, однако в 1887 году он вышел из него. С 1882 года художник жил в Петербурге. В 80-е годы XIX века он пишет лучшие свои работы – «Дуэль», «Поприщин», галерею портретов своих современников (хирурга Н. Пирогова, композиторов Ф. Листа и М. Глинки, писателей И. Тургенева и В. Гаршина, актеров М. Щепкина и П. Стрепетовой). Все портреты Репина изображают лучших представителей своей эпохи, по ним можно судить и о характерах известных людей того времени, и о их социальном происхождении и статусе. Также художник сочувствовал революционно-демократическому движению: этой теме посвящены картины «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». Образы этих картин несут не только социальное, но и психологическое начало, в их героях видны человеческие переживания.

 

Не менее высокого мастерства достигает Репин и в графике, которая, как и его живописные работы, отличается повышенной реалистичностью («Девочка Ада», «Невский проспект»). В последние десятилетия XIX века он много работает над иллюстрациями. Также он достигает высокого мастерства в историческом жанре («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван»). После написания картины «Иван Грозный и сын его Иван» у него наблюдаются проблемы с подвижностью правой руки, но он учится писать и рисовать левой.

 

В 1893 году Репин становится почетным членом Академии художеств, в 1899 году становится ее ректором (в настоящее время она носит его имя). С этого времени и до самой смерти художник живет в поселке Куоккала на территории Финляндии (ныне поселок Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга) и много общается с деятелями финской культуры. В 1901 году он пишет масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» в честь столетия со дня создания соответствующего правительственного органа. Несмотря на это, Репин отрицательно относился к монархии в России, о чем свидетельствует картина «Быдло империализма». Революцию и власть большевиков художник тоже не принял, продолжая жить на территории уже независимой Финляндии. В то же время, в СССР его работы получают культовый статус, считаясь предтечей социалистического реализма в живописи. В последние годы жизни художник обращается к религиозным сюжетам и пишет картины на эти темы вплоть до своей смерти в 1930 году.