Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1834 - 1882

Премии:

Василий Григорьевич Перов – русский художник XIX века, один из ярчайших представителей реалистической традиции в отечественной живописи. Он родился в Тобольске в 1833 году в семье барона Григория Криденера. Родители будущего художника обвенчались уже после его рождения, поэтому на фамилию и титул отца Василий не имел права. Долгое время его фамилия указывалась как «Васильев», фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое мальчику дал его учитель грамоты.

В 1846-1849 годах Василий Перов обучался в Арзамасской школе живописи, где его учителем был художник А. В. Ступин. Самой удачной работой молодого художника за время обучения стала картина «Распятие». В 1853 году Перов переезжает в Москву, где поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь его наставниками в области живописи становятся М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий и С. К. Зарянко, а одним из его сокурсников был художник И. М. Прянишников.

 

На стиль Перова значительное влияние оказывает графика П. А. Федотова и английского художника У. Хогарта. Уже в это время работы художника проникаются социальным звучанием, главными их героями становятся простые люди «из народа». Картины Перова выставляются и пользуются популярностью среди публики, его работа «Приезд станового на следствие» награждается большой серебряной медалью, «Сын дьячка, произведенный в первый чин» и «Сцена на могиле» – малой золотой медалью.

 

В 1861 году за картину «Проповедь на селе» Перов получает большую золотую медаль и право на стажировку за границей. Годом позже он отправляется во Францию и Германию, где сюжетами для его работ становятся зарисовки из уличной жизни городов («Шарманщик», Продавец Песенников», Парижские тряпичники», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Савояр»).

 

Некоторые работы Перова носят антиклерикальный характер («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), за что их даже запрещают к показу. В то же время, в более поздние годы художник не раз обращался к сюжетам из Евангелия и истории христианства. Начиная со второй половины 60-х годов XIX века, Перов живет и работает в Москве. Социальная тематика продолжает преобладать в его картинах, однако теперь она носит не столько обличительный, сколько печально-лирический характер («Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Тройка», «Монастырская трапеза», «Последний кабак у заставы»). Очень часто художник обращается к сюжетам из жизни городской и сельской бедноты. За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» в 1866 году Перову присваивают звание академика Академии художеств.

 

В 1870 году Перов примыкает к передвижникам, с 1871 года и до конца жизни начинает преподавать в Московском училище живописи и ваяния. Это десятилетие становится для Перова эпохой портретов. Художник создает портреты многих своих выдающихся современников – В. И. Даля, А. Ф. Писемского, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, однако самой известной его работой в этом жанре был и остается портрет Ф. М. Достоевского. Для картин социально-бытового жанра этого периода характерен добрый юмор, некоторая ирония («Охотники на привале», «Странник», «Рыболов», «Голубятник»). За работу «Птицелов» художник получает звание профессора. В конце десятилетия Перов обращается к религиозным образам («Христос в Гефсиманском саду», «Снятие со креста», «Распятие», «Весна») и историческим сюжетам («Плач Ярославны», «Первые русские христиане», «Поволжские хищники», «Пугачевцы», «Никита Пустосвят»). Художник умер в 1882 году от туберкулеза в подмосковном селе Кузьминки и был похоронен на Донском кладбище.

 

Кроме художественного таланта, Василий Перов обладал еще и литературным даром: отрывки из его воспоминаний о быте художников выходили в газете «Пчела» в 1875 году, «Художественный журнал» публиковал цикл его рассказов незадолго до смерти их автора.