Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1806-1858

Премии:

Александр Андреевич Иванов – русский художник XIX века, автор полотен на библейские сюжеты. Родился в Санкт-Петербурге 16 июля 1806 года в семье профессора живописи. В возрасте одиннадцати лет поступил «посторонним» учеником (вольнослушателем) в Академию художеств и воспитывался в ее стенах при поддержке отца.

За успехи в рисовании Иванов был награжден двумя серебряными медалями, в 1824 году получил малую золотую медаль за академическую работу: «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора», а еще тремя годами позже – большую золотую медаль за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Для совершенствования мастерства молодого художника посылают за границу, однако для этого он пишет на заказ картину «Белерофонт отправляется в поход против Химеры».

 

В 1830 году Иванов сначала едет в Дрезден, затем надолго останавливается в Риме, где копирует «Сотворение человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и сочиняет эскизы на евангельские сюжеты. В этот период художник усиленно изучает Библию, в особенности, Новый Завет: у него возникает мысль масштабного полотна, изображающего явление Христа народу. Для начала он берется за картину меньшего формата, получившую название «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине»: работа, увидевшая свет в 1834 году, отличалась красотой композиции и благородством стиля. Картина получила большой успех и в Италии, и в России: в 1836 году Иванов удостоился за нее звания академика.

 

Свое главное полотно, «Явление Христа народу», Иванов стал писать после успеха «Явления воскресшего Христа Марии Магдалине». Работа над картиной затянулась на двадцать лет – с 1836 по 1857 год. Все это время художник неоднократно осмысливал евангельский сюжет, советовался с европейскими мастерами, жившими в Риме, делал многочисленные этюды, менял композицию. Он начал работу с полной уверенностью в божественном замысле картины, однако впоследствии его не раз одолевали сомнения, кроме того, для продолжения работы постоянно требовались денежные средства. С возрастом у Иванова развивалась болезнь глаз, которая мешала заниматься картиной в полную силу.

 

Лишь в 1858 году Иванов приехал в Санкт-Петербург и выставил свою картину на суд публики. Часть критиков приняла ее восторженно, часть же считала, что художник взялся за задачу, которая оказалась ему не под силу. Больше всего одобрения «Явление Христа народу» получило от молодых художников за отход от академических штампов. Поиск красоты и большое внимание к натуре. Именно этим можно объяснить влияние Иванова на младших современников – Крамского, Ге, Поленова.

 

Сам Иванов не смог участвовать в дискуссии по поводу своего творения: в разгар выставки он умер от холеры, так и не узнав мнения общественности о картине. После смерти художника «Явление Христа народу» приобрел лично император Александр II и пожаловал Третьяковской галерее (где картина находится и сейчас). Также сохранилось множество этюдов, созданных в процессе работы над картиной, эскизов на библейские сюжеты, набросков пером, карандашом и акварелью.