Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1831-1894

Премии:

Николай Николаевич Ге – русский художник XIX века. Он родился 15 февраля 1831 года в Воронеже, в помещичьей семье обрусевших французов. До 10 лет будущий художник жил в деревне, затем родители привезли его в Киев. Учился Николай Ге в Киевской гимназии, на физико-математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году Николай бросает учебу и поступает в Академию Художеств, где берет уроки живописи у педагога П. Басина.

Академии Ге посвятил семь лет жизни: за академическую работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он получил малую, а за программу «Саул у Аэндорской волшебницы» – уже большую золотую медаль. В 1857 году молодого художника отправляют в командировку за границу: в Париже он знакомится с произведениями Поля Делароша, в Риме он встречается с А. Ивановым и лицезреет его картину «Явление Христа народу» (правда, особого впечатления она на него не производит). Его главным художественным пристрастием становятся работы Микеланджело. В это время художник пишет портреты и эскизы на библейские и античные сюжеты («Смерть Виргинии», «Любовь Весталки», «Разрушение Иерусалимского храма»). Своими ранними работами художник остается недоволен.

 

Затем Ге едет в Неаполь, где пишет этюды с натуры: его потрясает красота итальянской природы. В 1860 году переселяется из Рима во Флоренцию, где начинает работу над картиной «Смерть Ламбертации»: художественного удовлетворения она ему не приносит. На некоторое время художник думает оставить живопись, много думает о душе и смысле жизни, читает Евангелие. Библия становится для него неиссякаемым источником творчества и художественных образов.

 

В 1861 году Ге начинает работу над картиной «Тайная вечеря», двумя годами позже она уже была представлена публике на осенней выставке в Академии Художеств, где имела огромный успех. За эту работу Ге сразу же присуждают звание профессора, минуя звание академика. В состоянии творческого подъема художник в 1864 году возвращается во Флоренцию, где создает немало эскизов на евангельскую тематику («Братья Спасителя», «Христос и Мария, сестра Лазаря») и начинает писать новую картину «Вестники Воскресения». В Италии Ге знакомится с Александром Герценом и пишет его портрет: спустя небольшое время портреты и зарисовки с натуры занимают его надолго.

 

Работа над «Вестниками Воскресения» была завершена в 1867 году, однако ни она, ни более позднее произведение Ге «Христос в Гефсиманском саду» не имеют большого успеха. В 1870 году художник вернулся в Петербург и перешел от религиозных сюжетов к историческим. Картина «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе» выставляется у передвижников, отзывы о ней вызывают сильную полемику в газетах, а император Александр II заказывает еще одну копию этой работы для себя. В этот же период Ге пишет портреты Костомарова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Серова, Антокольского, работает над скульптурным портретом Белинского.

 

Картины Ге середины 70-х годов («Екатерина Вторая у гроба Елисаветы, «Пушкин в селе Михайловском») не пользуются успехом у публики. В 1875 году художник покупает небольшой хутор в Малороссии и переезжает туда, отходя от искусства в сторону размышлений о религии и морали и утверждая, что «искусством нельзя торговать». В деревне он продолжает писать портреты окружающих людей,  в 1880 году выставляет в Петербурге картину «Милосердие», которая не получает признание.

 

В 1882 году художник знакомится в Москве с Л. Н. Толстым и проникается его идеями. В 1884 году Ге пишет портрет Толстого, иллюстрирует его повесть «Чем люди живы», затем лепит его скульптурный бюст и в то же время снова возвращается к библейским сюжетам («Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Синедрион», «Распятие»). Работы художника производили впечатление среди частных лиц, ходили из рук в руки по Европе и Америке, но массовый успех к его имени так и не вернулся.

 

Николай Ге умер на своем хуторе в 1894 году. В последние годы жизни он часто думал о том, что не нашел себя в живописи: образцами для него были К. Брюллов и П. Деларош, однако от брюлловской манеры художник достаточно далеко отходит в течение своего творческого пути. Живопись Ге пронизана христианским духом, он стремился открыть в себе и окружающих то, что обычно отходит на второй план за пошлостью повседневной жизни.