Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1815-1852

Премии:

Павел Андреевич Федотов – русский художник XIX века, мастер социально-бытового и юмористического жанра, ученик Карла Брюллова.

Павел Федотов родился 22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. В одиннадцатилетнем возрасте он стал воспитанником Первого кадетского корпуса в Москве, где проявил блестящие способности к учебе и примерное поведение. В 1830 году будущий художник стал унтер-офицером, тремя годами позже был произведен в фельдфебели и окончил курс кадетского корпуса первым учеником: его имя было внесено на доску почета.

 

Еще в кадетском корпусе Федотов проявил склонность к рисованию. Служа в звании прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка в Петербурге, он стал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств, параллельно делая графические портреты своих сослуживцев и зарисовки жанровых сцен на улице. Особенно хорошо удавались Федотову изображения великого князя Михаила Павловича, брата Александра I и Николая I.

 

Летом 1837 года великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Санкт-Петербург из-за рубежа, встречается с гвардейцами в Красносельском лагере: на этой встрече присутствовал и Федотов. За три месяца молодой художник написал картину «Встреча великого князя», в которой реалистично передал портреты не только представителя императорской семьи, но и других участников торжества. Работа была представлена лично великому князю, который наградил Федотова бриллиантовым перстнем. Окрыленный удачей, художник принялся за полотно «Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара» и еще в неоконченном виде представил его Михаилу Павловичу: последний назначил Федотову жалование в размере 100 рублей в месяц ассигнациями и разрешил ему оставить службу в гвардии и посвятить себя живописи. В 1844 году Федотов вышел в отставку в чине капитана и поселился в скромной квартире на Васильевском острове.

 

Жалование от великого князя было достаточно скудным, а занятия живописью требовали и времени, и денег. Кроме того, художнику приходилось материально поддерживать родителей, нуждавшихся в деньгах, и отказывать себе даже в минимальном комфорте. Несмотря на трудности, Федотов продолжал писать картины. Сначала он пробовал себя как баталист («Французские мародеры в русской деревне, в 1812 году», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Переход егерей вброд через реку на маневрах»), но не преуспел и переключился на бытовой жанр. Талант Федотова-жанриста открыл не кто иной, как Иван Андреевич Крылов, написавший художнику на эту тему целое письмо.

 

Весной 1848 года появляются картины Федотова «Разборчивая невеста», «Утро чиновника, получившего первый крест». «Свежий кавалер». Эти работы получили восторженные отзывы Карла Брюллова. Годом позже была написана картина «Сватовство майора», за которую художник получает звание академика Академии художеств: после этого его имя получило известность.

 

Во многом популярность Федотова как живописца объяснялась тем, что вместе со «Сватовством майора» среди публики распространилось и стихотворное описание картины, созданное самим художником. Павел Андреевич с юности упражнялся в сочинении стихов, романсов, солдатских песен, басен, элегий, но никогда не придавал большого значения своему поэтическому творчеству: для главного своего шедевра он решил сделать исключение и пустить свое литературное произведние в народ параллельно с живописным. Стихотворение называлось «Рацея».

 

 

После Академической выставки 1848 года материальное положение Федотова несколько улучшилось: художнику было назначено дополнительное жалование размером в 300 рублей в год. Это оказалось как нельзя кстати: отец художника успел окончательно разориться, и ему необходима была помощь. Чтобы повидаться с родственниками, Федотов на некоторое время уехал в Москву, где тоже выставил часть своих картин. В Петербург он вернулся воодушевленным: именно в начале 50-х годов социально-обличительный элемент в его картинах меняется на лирический («Вдовушка», неоконченные картины «Приезд государя в патриотический институт» и «Возвращение институтки в родительский дом»).

 

Несмотря на долгожданный успех, Федотов все чаще чувствовал, что для серьезного занятия живописью ему недостает техники и мастерства, кроме того, его сильно выбивали из колеи постоянные финансовые трудности. Напряженный труд и жизненные неурядицы приводили к постоянным головным болям, ослаблению зрения, частым недомоганиям. В последние годы жизни Федотов потерял рассудок и умер в 1852 году в больнице Всех скорбящих на Петергофском шоссе, в возрасте всего 37 лет.