Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1799-1852

Премии:

Карл Павлович Брюллов – русский художник XIX века, акварелист и монументалист, мастер исторического жанра, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств.

Карл Брюлло родился в 1799 году в Петербурге в семье гравера Павла Ивановича Брюлло: у семьи были немецкие и французские корни. Художником был и его старший брат Федор, другой брат, Александр, стал архитектором.

 

С 1809 года молодой художник занимался в Академии художеств, удостоился золотой медали по классу исторической живописи за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». В 1822 году Карла вместе с братом Александром отправляют за казенный счет учиться в Италию (именно в этот момент ему пришлось сменить французский вариант фамилии «Брюлло» на русский «Брюллов»). Годом позже художник посещает Италию, долгое время любуется видами Сицилии, занимается реставрацией античных бань в Помпеях, где делает многочисленные эскизы. К этому периоду относятся его картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро». В 1827 году Брюллов начинает работу над своим известнейшим полотном «Последний день Помпеи»: произошедшее в 1828 году извержение Везувия стало для него источником вдохновения. Картина была принята на ура в Италии, Франции, а впоследствии принесла художнику славу и в России.

 

В Италии Брюллов знакомится с графиней Юлией Павловной Самойловой (урожденной Пален), дальней родственницей императрицы Екатерины I (Марты Скавронской). Крепкая дружба между ними переросла в роман. Самойлова не раз позировала Брюллову – как для собственного портрета, так и для картин «Вирсавия» и «Всадница».

 

В 1836 году Брюллов, некоторое время пробыв в Греции и Турции, возвращается в Россию. В Москве он знакомится с Пушкиным и Алексеем Константиновичем Толстым, пишет портреты обоих писателей. В Петербурге художника ждет триумф «Последнего дня Помпеи», картина дарится лично Николаю I, который впоследствии завещает ее Эрмитажу (в настоящее время она хранится в Русском музее).  В 1839 году художник женится на Эмили Тимм, но их брак просуществовал всего два месяца: уже в Петербурге Брюллов возобновил отношения с Юлией Самойловой. Также, находясь на родине, художник обратился к религиозному жанру: его «Распятие» получило похвалы от коллег и критиков, в настоящее время оно хранится в лютеранском храме Петра и Павла (Петрикирхе) на Невском проспекте. Ряд работ Брюллова находится в православных храмах: «Взятие Божией Матери на небо» – в Казанском соборе, «Святая Троица» – в Сергиевской пустыни, «Спаситель во гробе» – в церкви на Аптекарском острове. Его картины на исторические темы («Осада Пскова», «Смерть Инесы де Кастро», «Нашествие Гензериха на Рим») отличаются реалистичностью и динамичностью человеческих образов.

 

В 1849 году здоровье Брюллова стало стремительно ухудшаться, за четыре года до этого прервалось их общение с Самойловой, ставшей женой итальянского певца Пери. В 1850 году художник вернулся в Италию. В 1852 году Карла Павловича Брюллова не стало. Он был похоронен на протестантском кладбище Тестаччо в Риме.