Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1870-1905

Премии:

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – русский художник конца XIX века, представитель русского импрессионизма. Он родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего, бывшего крепостного, получившего свободу и ставшего мещанином. В трехлетнем возрасте будущий художник получает травму позвоночника и остается горбатым на всю жизнь, что сказывается на его характере: он становится замкнутым, тяготеет к уединению.

В четырнадцать лет Виктор поступает в реальное училище в Саратове: на его способности сразу обращают внимание учителя рисования – Ф. А. Васильев и В. В. Коновалов. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет учебу и начинает серьезно заниматься живописью, зарисовывая предметы окружающего быта. Его первая серьезная работа – картина «Окно» (1886), на которой детально изображен уголок сада при виде из кона дома.

 

В 1890 года году молодой художник пытается учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Учеба его не удовлетворяет, и через год он переезжает в Петербург и становится вольнослушателем, где его учителем становится известный педагог П. П. Чистяков. Весной 1893 года после операции на позвоночнике Борисов-Мусатов снова покидает Петербург из-за климата и возвращается в Москву, в Училище.

 

Летний сезон Борисов-Мусатов, как правило, проводил в Саратове, где писал пейзажные этюды на пленэре («Майские цветы»). Для его работ характерна свежесть красок, непосредственность восприятия действительности. Осенью 1895 года художник едет в Париж для продолжения художественного образования, занимается в мастерской педагога Фернана Кормона, делает графические рисунки, восхищается Боттичелли в Лувре и работами Пюви де Шаванна. Спустя три года он возвращается в Россию и снова поселяется в Саратове. Именно в это время окончательно формируется художественный почерк Виктора Борисова-Мусатова.

 

Эпоха конца XIX – начала XX века в русской живописи была полна ярких творческих индивидуальностей, среди которых Нестеров, Серов, Левитан, Врубель. Однако Борисову-Мусатову удалось найти собственный путь в изобразительном искусстве. Его «Автопортрет с сестрой» (1898) – один из уникальных шедевров русского портретного искусства: женская фигура в нем находится на переднем плане, фигура самого художника несколько срезана краем холста, а дальний план больше напоминает декорации. Техника роднит картину с работами европейских импрессионистов, цвет и форма в ней обобщены. Именно здесь находит свое воплощение мечта Борисова-Мусатова о совершенном, гармоничном мире, свободном от неустроенности повседневной жизни: подобное настроение было типичным для всех жанров искусства рубежа веков. В картинах художника нет привязки к конкретным историческим событиям: по его словам, «это просто красивая эпоха».

 

На рубеже веков Борисов-Мусатов создает цикл лирических картин: «Гармония», «Осенний мотив», «Мотив без слов». Он передает атмосферу русской природы, уходящей жизни «дворянских гнезд» и усадеб. Начало нового столетия – эпоха расцвета в творчестве художника: к этому времени относятся его работы «Водоем», «Весна», «Гобелен», «Изумрудное ожерелье». В картине «Весна» он старается максимально уйти от повествовательности и создать особую атмосферу благодаря игре красок неба, природы, легкого женского силуэта.

 

В 1901 году Борисов-Мусатов едет в Зубриловку – семейное имение князей Прозоровских-Голицыных. Ландшафты местного парка становятся для него живой натурой: впечатления от этой поездки можно проследить в картине «Гобелен». Картина отличается приглушенными красками, тонкими линиями и действительно напоминает полотно старинного гобелена. Другая работа того же времени, «Водоем», славится своей гармоничностью и лиризмом: она создавалась в счастливую пору для Борисова-Мусатова, когда тот собирался жениться на своей невесте, художнице Елене Александровой. Их свадьба состоялась весной 1903 года, а через полгода молодая семья переехала в Подольск, у них родилась дочь Марианна. В это же время Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, а его работы имеют успех на выставках в Германии и Франции.

 

В последние годы художник тяготеет к монументальной живописи, выполняет эскизы к декоративным росписям (цикл «Времена года»). Последние месяцы жизни и творчества Борисова-Мусатова проходят в Тарусе, где он сближается с Надеждой Юрьевной Станюкович – женой писателя Владимира Константиновича Станюковича, призванного на русско-японскую войну. В 1905 году Надежда Станюкович умирает буквально на руках художника, ее памяти он посвящает свою картину «Реквием». Смерть близкой подруги и усугубившиеся проблемы со здоровьем приводят Борисова-Мусатова к скоропостижной смерти в возрасте 35 лет. За свою недолгую, но насыщенную жизнь он пишет 77 картин, которые в наши дни хранятся в 20 музеях мира.