Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1858-1884

Премии:

Мария Константиновна Башкирцева – русская и французская художница второй половины XIX века. Большую часть своей недолгой жизни она провела во Франции, где стала известна не только благодаря своим работам, но и благодаря своему дневнику, который она вела на французском языке, начиная с 12 лет.

Мария Башкирцева родилась 11 ноября 1858 года в имении Гавронцы близ Полтавы, в дворянской семье. Детство будущая художница провела в селе Черняковка Полтавской губернии. В мае 1870 года, после развода с мужем, мать Марии забирает дочь с собой в Европу: некоторое время Башкирцевы путешествуют по Австрии, Швейцарии и Германии, затем же поселяются во Франции, в Ницце.

 

С ранней юности Мария проявляла любознательность, с интересом изучала латынь и древнегреческий, свободно владела французским, немецким, английским и итальянским языками, занималась музыкой, в тринадцатилетнем возрасте самостоятельно составляла себе программы занятий. В 1877 году она переехала в Париж, где начала заниматься живописью в частной академии Рудольфа Юлиана, в мастерской профессора Роббер-Флери. Менее чем через год Башкирцева получает большую золотую медаль на общем конкурсе мастерской.

 

В 1880 году публика знакомится с картиной Башкирцевой «Молодая женщина, читающая Question du divorce Александра Дюма», чуть позже художница выставляет за псевдонимом «Andrey» свою работу «Мастерская Юлиана. В 1883 году Башкирцева уже под собственным представляет публике портрет двух мальчиков из парижской бедноты, получивший название «Jean et Jacques», этюд «Три смеха» и групповой детский портрет «Мееting». Ценители искусства и критики отмечали тонкость и правдивость деталей, работы молодой художницы высоко ценились во французской арт-среде.

 

В 1884 году Башкирцева знакомится с французским художником Жюлем Бастьен-Лепажем и его братом Эмилем, переписывается с писателем Ги де Мопассаном. Красавицей она никогда не считалась, однако в свете отмечали ее изысканную манеру одеваться и блестящие манеры. Среди работ Башкирцевой были живописные полотна, рисунки, эскизы, несколько скульптурных этюдов. Она пробует себя в пейзаже («Скамья на загородном парижском бульваре»), картинах на религиозную тематику («Святые жены после погребения Христа»). В последние годы жизни художница тяжело болеет туберкулезом, от которого и умирает 31 октября 1884 года, чуть не дожив до своего двадцать шестого дня рождения.

 

После смерти Башкирцевой Французское общество женщин-художниц устроило масштабную выставку ее работ, значительная часть которых расходится по музеям Европы (к сожалению, их большая часть погибла во время Второй мировой войны). В январе картины художницы выставляются в Амстердаме, публикуется ее знаменитый дневник, который впоследствии был переведен на многие европейские языки, в том числе и на русский, и получил множество восторженных отзывов в прессе по обе стороны Атлантики. Дневник Марии Башкирцевой высоко ценили Марина Цветаева, Валерий Брюсов, о самой художнице было написано несколько биографических романов.