Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1817 - 1900

Премии:

Иван Константинович Айвазовский (имя при рождении – Ованес Айвазян) происходил из армянской купеческой семьи. Он родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Город, существовавший с античности и разрушенный войной с Наполеоном, пришел в окончательный упадок после эпидемии чумы: о его богатстве свидетельствовали лишь отдельные уцелевшие дома и едва различимые следы.

Живописная обстановка Крыма, в которой прошло детство Айвазовского, будила воображение будущего художника. Через Феодосию проходили рыбацкие суда из Греции и Турции, здесь же причаливались боевые корабли Черноморского флота, среди которых был известный бриг «Меркурий», экипаж которого одержал героическую победу в войне с турками. Доносились до крымских берегов и о национально-освободительной борьбе греческого народа против турецкого владычества, после которой Греция обрела независимость.

 

«Героическое» начало было близко Айвазовскому с детства. Впоследствии он вспоминал об этом: «Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин. Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море». Подростком Айвазовский оказывается в Петербурге и в 1833 году благодаря своим детским и юношеским работам поступает в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева.

 

Художественный талант Айвазовского раскрылся очень рано и был оценен старшими современниками. В 1835 году он получил серебряную медаль второго достоинства за этюд «Воздух над морем», еще двумя годами позже его работы были представлены на академической выставке и получили высокую оценку Совета Академии художеств. В 1838 году, в возрасте 21 года, его посылают на два года в Крым для самостоятельных работ. Среди наиболее выдающихся живописных работ раннего Айвазовского, созданных в Крыму, особенно выделяются «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839) и «Морской берег» (1840).

 

Творчество раннего Айвазовского находилось под влиянием работ известного русского художника С.Ф. Щедрина и пейзажей М.Н. Воробьева. Постепенно он знакомится все ближе со своей главной стихией – морем. В 1839 году Айвазовский путешествует на борту военного корабля, следующего к берегам Кавказа. Во время морского похода молодой художник знакомится с адмиралом М.П. Лазаревым, офицерами В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым, будущими героями Крымской войны. Впоследствии на протяжении долгих лет их связывала крепкая дружба. 3 мая 1839 года Айвазовский участвует в высадке десанта в поселке Субаши на берегу Черного моря, чем завоевывает симпатию как в морской среде, так и в Петербурге. По следам событий он пишет картину «Высадка в Субаши».

 

В 1840 году Айвазовский едет в Италию: двадцатитрехлетний художник уже считался одним из лучших мастеров-маринистов России. Во время итальянской командировки от пишет романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь», которые приносят ему славу в России и за рубежом. На родину художник возвращается в 1844 году: ему присуждают звание академика и поручают правительственный заказ – написать все военные порты Российской империи на Балтийском море. Также Айвазовский становится почетным художником Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.



Зимой 1844 - 45 года Айвазовский работает над заказом и параллельно создает серию марин, а уже по весне отправляется с адмиралом Литке в плавание по Черному и Средиземному морям, к островам Греческого архипелага и берегам Малой Азии. Во время путешествия он создает большое количество карандашных зарисовок, на основе которых впоследствии пишет в мастерской свои пейзажи. После поездки Айвазовский приступает к строительству собственного дома и мастерской в Крыму: несмотря на стремление приближенных к императору кругов сделать его придворным живописцем, он оставляет Петербург.

 

В столице Айвазовский стал появляться в зимнее время, большую же часть года проводил в своем доме в Феодосии. В Петербурге он много общался с К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым, в Европе познакомился с Н.В. Гоголем и художником А.А. Ивановым. Со многими из них он впоследствии встречался в столице и принимал их у себя в гостях в Крыму. За свою долгую жизнь художник много путешествовал: несколько раз бывал в Италии, Франции и других странах Европы, плавал по Средиземноморью до Египта, а уже в пожилом возрасте, в 1898 году, посетил и Америку. Все путешествия сопровождались значительным количеством морских зарисовок, но родным для Айвазовского все равно оставалось черноморское побережье.

 

Морские пейзажи Айвазовского 40-50-х годов XIX века отмечены влиянием его друга и современника К.П. Брюллова: эта близость прослеживается не только в технике, но и в мировосприятии двух художников. Обоим живописцам присуща грандиозность, смелость исполнения батальных сцен: достаточно вспомнить хотя бы картину Айвазовского «Чесменский бой», созданную в 1848 году.

 

Айвазовский считается одним из последних и наиболее ярких представителей романтизма в русской живописи: особенно ярко романтические черты прослеживаются в изображении морских сражений, в которых чувствуется эмоциональный накал, своеобразная «музыка боя». Романтически-героическим духом овеяны не только батальные картины, но и морские пейзажи Айвазовского середины XIX века: «Вход в Севастопольскую бухту» (1851), «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), и, конечно же, «Девятый вал» (1850), самая известная его работа, где показана бушующая морская стихия и люди, ищущие спасения от нее на обломках корабельных мачт.

 

Художественный дар Айвазовского сочетал в себе множество качеств, важных для  художника-мариниста: это и великолепная техника, и прекрасная зрительная память, и поэтический склад мышления, и умение импровизировать. Все это помогало ему создавать свои шедевры с необычайной легкостью, что и оценили его современники и последующие поколения.

 

Во многом Айвазовскому повезло: в течение его длительной творческой биографии перед ним практически не вставали технические трудности, что помогало художнику быстро создавать свои образы, пока был свеж в памяти первоначальный творческий замысел. Благодаря своей блестящей технике он мог легко передавать на холста прозрачность волн, разбивающихся о скалы, малейшие движения воздуха, облаков и туч на небе, белизну морской пены. Потому его изображения моря всегда становились яркими, живыми.

 

С началом Крымской войны Айвазовский отправляется в Севастополь, где общается с участниками военных действий, расспрашивая их о подробностях битв. Вскоре публика знакомится с двумя новыми полотнами художника, изображающими Синопский бой в дневное и ночное время, затем из-под его кисти выходят живописные изображения героической обороны Севастополя. Высокую оценку этим работам Айвазовского дал адмирал Нахимов, который оценил их точность и историческую достоверность.

 

Изображения морских баталий становятся одним из ключевых мотивов в творчестве Айвазовского на протяжении долгих лет. В его картинах точно передан внешний вид морских судов, видно понимание самой тактики морского боя. Их можно считать летописью подвигов русского военно-морского флота, где отражены как современные художнику реалии («Бриг «Меркурий» ведет бой с двумя турецкими судами»), так и исторические события прошлых веков («Петр Первый на берегу Финского залива».

 

Расцветом живописного таланта Айвазовского принято считать 60-70-е годы XIX столетия. В это время он создает целый ряд выдающихся картин («Буря ночью», «Буря на Северном море»). Значительный цикл полотен был создан после восстания на Крите против османского владычества в 1867 году: Айвазовский отозвался на подъем национально-освободительной борьбы с огромной симпатией. Годом позже художник посещает Кавказ, где создает живописные изображения озера Севан и Араратской долины в Армении, Дарьяльского ущелья, аула Гуниб, где скрывался имам Шамиль накануне гибели, Кавказских гор и восточного побережья Черного моря. Еще через год Айвазовский едет в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала и отражает на холсте картины североафриканского быта, караваны верблюдов, знаменитые пирамиды и статуи сфинксов. В 1870 году, в честь 50-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, он обращается и к полярной теме в картине «Ледяные горы», которая получает высокую оценку Русского географического общества и лично его главы П.П. Семенова-Тян-Шанского.

 

В 1873 году Айвазовский представляет публике еще один свой шедевр – картину «Радуга». Сюжет ее достаточно типичен для творчества художника: морская буря и корабль, терпящий крушение у побережья. Что было действительно новым, так это попытка изобразить бушующую стихию так, как будто сам автор находится в ее эпицентре, среди волн, ураганного ветра, водяной пыли и скалистых берегов. С неба на море радугой проливается солнечный свет, переливающийся тончайшими оттенками радуги, розовыми, лиловыми, голубыми и зелеными бликами на воде. Радуга мерцает на фоне моря, она практически неуловима, как это бывает в природе.

 

Дружеские и творческие контакты связывали Айвазовского с передвижниками: его мастерство живописца высоко оценивали Третьяков, Стасов, Репин, Крамской. Он был близок с ними во взглядах на общественное значение искусства, в намерении сделать его доступным для широких масс населения. Еще до начала организации передвижных выставок он показывал свои полотна публике в Петербурге, Москве и других городах России, а затем открыл собственную картинную галерею в Феодосии.

 

По сравнению с ранними, «романтическими» картинами, в более позднем творчестве Айвазовского все четче проступают реалистические черты: такова была общая тенденция русского изобразительного искусства второй половины XIX века. Мастерство художника непрерывно крепло на протяжении всей его жизни. В 1881 году он пишет картину «Черное море», которую Иван Крамской назвал одной из самых грандиозных, какие он только знал. На холсте передано изображение моря в пасмурный день: волны, написанные в сдержанных, мрачноватых красках, словно «наступают» на зрителя своей мощью. Художественный критик Владимир Стасов не соглашался с импровизационностью и легкостью творчества Айвазовского, но, тем не менее, отмечал, что тот «по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами».

 

Вся жизнь Айвазовского воспринимается как процесс непрерывного поиска художественной формы и содержания, постоянного совершенствования живописного мастерства. Тем не менее, работы последних лет жизни большинство критиков считают неудачными: в это время художник много экспериментирует с малознакомыми для него жанрами, такими как портрет и бытовая живопись. Тем не менее, и среди поздних его работ есть свои шедевры, такие как «Свадьба на Украине» (1891 год). Деревенская свадьба на фоне крытой соломой хаты, в тени развесистых деревьев, органично вписывается в окружающий пейзаж: на первый взгляд достаточно сложно понять, что картину писал художник-маринист.

 

Айвазовский прожил до глубокой старости и написал порядка шести тысяч картин. Вплоть до самых последних дней он был полон новых идей и художественных замыслов – не меньше, чем многие молодые художники. Он никогда не выделял каких бы то ни было вершин своего творчества: лучшей картиной для Айвазовского всегда была та, которая находилась на мольберте в мастерской. Процесс создания нового полотна поглощал его полностью, о чем свидетельствуют отрывки из его писем современникам («Пишу большую картину и ужасно озабочен», Я очень много в этом году написал. 82 года заставляют меня спешить»).

 

Даже в последние годы своей жизни Айвазовский продолжал много работать. Несколько раз художник обращался к образу Пушкина («Пушкин у Гурзуфских скал», «Прощание Пушкина с Черным морем»), так как в поэзии классика русской литературы он видел близкий для себя образ моря и отношение к нему. В конце своего творческого пути Айвазовский снова обращается к образу морской стихии (Обвал скалы» (1883 год), «Волна» (1889 год), «Буря на Азовском море» (1895 год), «От штиля к урагану» (1895 год)). Его поздние картины отличаются более сдержанной, скупой гаммой красок: свинцово-серое небо в зимний ветреный день, оливковый оттенок водной глади, зеленеющие горизонты лесов, стоящие на якорях корабли. В них уже нет той атмосферы живой бури, живой стихии, как на ранних полотнах.

 

Одним из последних значительных полотен Айвазовского стала картина «Среди волн», написанная в 1898 году, за два года до смерти художника. Несмотря на свой преклонный возраст, он сохранил веру в свой талант и зоркость глаз, ясность мыслей и чувств. Его творческий путь был гармоничным, без резких взлетов и падений, а заслуги в искусстве были отмечены как в России, так и за рубежом. Он умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в возрасте 82 лет, будучи членом пяти Академий художеств и лауреатом орденов многих стран мира.