Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1682 - после 1741

Премии:

Алексей Федорович Зубов – один из первых русских светских художников-граверов петровского времени, сын художника-иконописца Федора Зубова. Он родился в1682 году и с детства занимался иконописью, работая в Оружейной палате. В возрасте 17 лет Алексей был отдан в ученики выписанному в Россию граверу Шхонебеку и проявил значительные успехи в учении. Начальство Оружейной палаты высоко ценило молодого русского гравера и назначило ему достойное жалование.

Зубов продолжал жить и работать в Москве до 1711 года (по другой версии – до 1721 года), затем же его перевели в Петербург в должности старшего мастера в типографии. Скорее всего, Зубов приезжал в Петербург дважды за 10 лет, хотя эти сведения нельзя назвать точными. В 1727 году типография была распущена, и художник был уволен в отставку без государственного жалования.

 

После закрытия типографии Зубов работал в Академии Наук: в этот период он подает прошение на имя императора Петра II на получение жалования в 400 рублей (французский гравер Вортман в то же время получал 800). Просьба художника осталась неудовлетворенной: несмотря на то, что академическая среда признала его и звала остаться, ему пришлось уехать в Москву для работы над портретом Петра II. По окончании этой работы Зубов в Петербург не возвращался, и его слава как гравера стала постепенно сходить на нет. В отсутствие жалования ему приходилось браться за частные заказы от баронессы Строгановой, графини Анны Шереметевой, владельца мануфактуры Прокофия Прохоровича Докучаева.

 

Частные лица чаще всего заказывали не собственные портреты, а имена святых, чьи имена они носили: в русском обществе XVIII века портретное искусство по-прежнему считалось в широких кругах «делом бесовским», и потому заказчики стремились максимально приблизить его к иконописи. Около трети всех работ Зубова носили духовное содержание (фамильные портреты-иконы), остальные представляли собой императорские портреты, изображения баталий и фейерверков, виды Петербурга. Творческую индивидуальность он, работая на заказ, проявлять не мог, так как должен был выполнять требования заказчиков. Например, императрица Екатерина I на его работах всегда появляется с арапом, что подчеркивает ее богатство и статус, с другой стороны, черный цвет кожи арапа оттеняет белизну лица правительницы.

 

Ряд гравюр Зубова посвящен Петербургу: они объединены одной надписью («Санкт-Питер-Бурх») и датой («грыдоровал Алексей Зубов 1716 года»). На них видны Петропавловская крепость, часть Петербургской (в наше время – Петроградской) стороны и Васильевского острова, лодки и суда на Неве, фигуры Петра I и Екатерины I. По данной гравюре можно частично получить представление о Петербурге петровских времен – точнее, о том, каким его хотел видеть первый русский император.

 

По сравнению с более поздним искусством гравюры работы Зубова, конечно же, выглядят наивными и несовершенными, однако с исторической точки зрения они представляют собой явление прогрессивное, так как они играли значительную роль в становлении художественного вкуса в русском светском искусстве.