Некоторые произведения:

    1

Ваше мнение



Годы жизни:
1680 - не ранее 1742

Премии:

Иван Никитич Никитин (1680 - не ранее 1742) – русский живописец-портретист XVIII века, придворный художник при дворе трех российских императоров Петра I, Екатерины I и Петра II. Точные даты его рождения неизвестны: известно лишь, что он происходил из священнической семьи и был одним из трех сыновей в семье. Брат Ивана Никитина Иродион был священником в Архангельском соборе в Кремле, другой брат, Роман – художником.

Отец Никитина был священником храма во имя святого Димитрия Солунского в Москве: Иван же был определен певчим патриаршего хора и уже в достаточно молодом возрасте занялся обучением младших певчих. В эти же годы он пристрастился к живописи и овладел латынью.

 

Основам художественного мастерства Иван Никитин учился в Москве при Оружейной палате Московского Кремля, затем – в Петербурге у приглашенного Петром I немецкого художника Иоганна Таннауэра. С 1716 по 1720 братья Иван и Роман Никитины за государственный счет были посланы учиться живописи и графике в Италию – в Венецию и Флоренцию. Уже в эти годы молодой художник попал в милость к Петру I, который положительно отзывался о его талантах в своих письмах к своей жене Екатерине I. По протекции русского посла в Италии П.И. Беклемишева Никитин смог посещать Венецианскую академию художеств, а затем заниматься у флорентийского мастера Томмазо Реди.

 

В 1720 году Иван Никитин вернулся в Россию с грамотой от герцога Тосканского, в которой сообщалось об его успехах. С этих пор он сделался «двора Его Величества персонных дел мастером» – то есть придворным портретистом императорского двора. В 1721 году художник сопровождает императорскую чету во время путешествия на остров Котлин, где пишет их портреты. Перу Никитина принадлежат портреты не только Петра и Екатерины, но и великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи. В 1725 году он пишет предсмертный портрет Петра I. Он был первым русским живописцем, окончательно отошедшим от традиционного для средневековой русской живописи иконописного жанра и начавшим писать картины с перспективой, в соответствии с западными образцами.

 

После смерти Петра I Никитин остается при дворе Екатерины, которая даже подыскивает для него невесту – Марью Федоровну Маменс. Брак этот оказался неудачным: измена и уход жены привели к тому, что художник все больше и больше обращался к религии. В это время меняются его взгляды на общество: в подражании западным образцам Никитин видит вредную тенденцию. В негативном влиянии на российские умы он обвиняет и видного российского церковного деятеля Феофана Прокоповича. Вместе со своим двоюродным братом, философом Осипом Решиловым (в монашестве Иосией) они пишут житие Феофана Прокоповича, полное скабрезных подробностей. По указу вступившей на трон императрицы Анны Иоанновны в 1737 году Никитина объявляют государственным преступником и ссылают на вечное поселение в Сибирь. Он поселяется в Тобольске.

 

В 1741 году регентствовавшая на российском троне при малолетнем императоре Иване VI Антоновиче принцесса Анна Леопольдовна приказала освободить Никитина по амнистии. По пути в Петербург художника не стало. Точная дата его смерти неизвестна.